Что нам делать с детскими домами?

Наша власть уже давно взяла курс на сокращение детских домов и распределение детей в приемные семьи. Никакой научной базы под этими действиями нет, а просто считается очевидным, что воспитание детей в приемных семьях это хорошо, а детские дома это плохо. В газете «Суть Времени» был представлен анализ практики «фостерных семей» на Западе, который не дал доказательств, что идем мы по правильному пути. На самом деле «фостерные семьи» - это тупик, который сломал тысячи и тысячи детских судеб.

Произошла классическая подмена понятий. Объявив громкий лозунг «Россия без сирот», чиновники стали крупные сиротские учреждения (детские дома) форсированно заменять на мелкие — профессиональные семьи. Да-да, подобные семьи по сути являются просто маленькими детскими домами. Хорошо, если при этом ребенку попадется семья искренне любящих людей. Но в целом уровень профессионализма воспитателей неизбежно будет ниже. А также будет сложнее контролировать и предотвращать злоупотребления разного рода. Это как с ЕГЭ — во имя искоренения коррупции в ВУЗах сделали так, что мест, где возможны злоупотребления, стало на порядок больше.

Сейчас даже говорят нам, вот какие мы молодцы, мы вот сократили количество детей в детских домах, поэтому мы сейчас готовы принять детей с Юго-Востока Украины. Только забывают сказать, что часть детских домов мы уже потеряли, а некоторые просто не успели потерять. Случись эти события на Украине лет на пять позже, больше половины детских домов просто бы исчезло или плавно переместилось в чьи-то частные руки. Что бы делали тогда? Что будем делать, когда мировой кризис заиграет яркими красками и в бюджете уже не будет лишних денег, чтобы исправно платить этим фостерным семьям?

Очевидно, что нам не обойтись без детских домов. Это наша реальность и мы не имеем права разрушать то, что все эти годы выстраивали. А если они нам нужны, то возникает другой вопрос: а довольны ли мы качеством воспитания в наших детских домах? Каких детей мы бы хотели видеть на выходе из детских домов, и каким должен быть современный детский дом?

12 ноября 2013 года эти и другие вопросы осветил в своем выступлении П.Астахов в докладе «Защита прав и свобод детей-сирот, оставшихся без попечения родителей – приоритетная задача государства» на Всероссийском съезде руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Очень противоречивый доклад. С одной стороны нам говорят, что надо создавать все условия для воспитания полноценной личности в детских домах. В тоже время говорится, что надо как можно быстрее сокращать детские дома. Понятно, что никакой детский дом не будет выстраивать какую-то систему воспитания, если он знает, что его завтра закроют.

П. Астахов говорил на съезде, что продолжается курс на сокращение детских домов, приоритет отдается семейному устройству детей, но те детские дома, которые пока остаются, должны быть семейного типа (не более 50-60 человек – «Детдома в России унифицируют» Интерфакс 02.10.2013) и решать проблемы социализации и воспитания. Каждый воспитанник детского дома, по мнению П. Астахова, в идеале должен стать полноценным современным гражданином, личностью уникальной, высокообразованной, всесторонне и  духовно развитой.

А вот еще выдержка из его доклада: «Надо не растить преступника или иждивенца, а из правонарушителя создать героя. Из лежебоки и тунеядца - активного конкурентно-способного молодого человека. Как показали проведенные во всех регионах страны инспекционные проверки, такие условия могут обеспечить не все учреждения».

Тем самым П. Астахов признает, что некоторые детские дома и интернатные учреждения способны воспитывать героев и активных конкурентно-способных молодых людей. Если могут отдельные, то почему бы не создать систему образцовых детских домов? Кто у нас в стране, да и в мире, самый авторитетный в вопросе работе с сиротами? Тут двух мнений быть не может – А.С.Макаренко. За время существования трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского под руководством А.С.Макаренко ее посетили 214 делегаций: СССР — 87, Европа - свыше 100, 11 делегаций из Южной Америки, 8 делегаций из США и 8 делегаций из других стран.

А.С.Макаренко не только создал и руководил колонией им. Горького, коммуной им. Дзержинского, но он несколько раз пытался построить единую систему детских домов на Украине и у него имелся конкретный план построения этой системы, которую, к сожалению, не смог воплотить в жизнь, так как бюрократия оказалась сильнее его.

Система детских домов Харьковской области должна была выглядеть следующим образом:

  • Детский дом должен перестать быть потребительским учреждением, а должен стать трудовым воспитательным учреждением.

  • Поэтапное развитие коллективов. Дети должны пройти через сельское хозяйство, а потом перейти к сложному производству.

  • Нужно создавать крупные воспитательные учреждения, потому что только на больших предприятиях можно наладить высококвалифицированный труд и привить серьезные управленческие навыки. А.С.Макаренко предлагает единую колонию на 12 тысяч детей, т.е. речь идет о 12 колониях по 1 тыс. детей, объединенных в одну организацию – детский трудовой корпус. В одной колонии не должно быть больше 1 тыс. детей (сравните с современным семейным детским домом на 50-60 чел.), так как дети должны друг друга знать и не должна страдать оперативность в принятии решений. Трудовой детский корпус определяет общий план работы для всех колоний, при этом у каждой колонии есть свой промфинплан, и она управляется на основе хозрасчета. Между колониями можно проводить соревнование. В таком трудовом корпусе решается вопрос социализации детей, так как в своей деятельности дети выходят за пределы своей коммуны и общаются с другими людьми.

  • Основа воспитания – это трудовое воспитание, но на первом месте не производственный план, а нужды воспитания. Ребята не должны работать больше 8 часов, из них только 3-4 часа составляет труд, остальное – это учеба. Идеальное хозяйство должно быть прибыльное, но вопросы воспитания имеют приоритет над производственными успехами. Если интересы воспитания требуют определенных шагов на производстве, которые ухудшат прибыльность предприятия, но при этом они будут способствовать воспитанию лучших качеств человека, необходимо предпринять эти шаги.

  • Воспитывает не воспитатель, а коллектив. Воспитатели должны жить той же жизнью коллектива, как и воспитанники. Быт воспитателей должен быть подчинен общему делу. Необходимо перестроить процесс подготовки воспитателей, понимая при этом, что надо рассчитывать на получение воспитателя со средними способностями, потому что речь идет о массовом воспитании. При этом воспитатель должен иметь широкий кругозор, понимать как работают разные производства, чтобы открывать детям дорогу в разные миры, и помогать всеми силами становлению полноценного здорового детского коллектива.

  • В колониях должно быть полное самоуправление на принципах демократического централизма. Все суммы, выделяемые учреждению, должны быть в ведении органов самоуправления.

  • Создание детской милиции, составленных из выпускников детского трудового корпуса, которые помогали бы решать проблемы детской беспризорности.

  • Создать условия для дальнейшей учебы и работы выпускников детского трудового корпуса.

А.С.Макаренко постоянно говорит о том, что для того, чтобы получать какие-то качества в человеке, нужно эти качества проектировать. Как только эти качества спроектированы, под эти нужды подстраивается весь воспитательный процесс. Если вы хотите, чтобы у воспитанника была воспитана храбрость, то и воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы у ребенка в процессе воспитания были ситуации, когда ребенок мог проявить храбрость, то есть реально совершить храбрый поступок. Только совершая какие-то поступки, ребенок формирует свои привычки, а, значит, формирует характер.

Поэтому, если мы хотим реально воплотить в жизнь слова П. Астахова «из правонарушителя создать героя» и «из лежебоки и тунеядца - активного конкурентно-способного молодого человека» необходимо искусственно создать среду, в которой возможно формирование привычек героя и активного конкурентно-способного человека.

Это, в свою очередь, возможно сделать, только если мы будем создавать:

а) детские коллективы, потому что только в коллективе равных можно говорить о формировании поведенческих привычек (если только мы не хотим заложить единственную модель поведения — подчинение);

б) детские трудовые коллективы, потому что только труд является настоящей жизнью, а ограждение от труда формирует привычку к иждевенчеству;

в) детские трудовые коллективы, которые будут нацелены на свершение великих дел, коль скоро мы хотим воспитывать «конкурентно-способных молодых людей», настоящих граждан, мыслящих масштабами страны.

Идея подобного детского коллектива в том, что создается копия, прообраз настоящей взрослой жизни, отличающейся лишь тем, что имеются воспитатели, готовые уберечь от опасностей и ошибок и создающие среду, создающие ситуации, в которой дети имеют возможность проявлять высшие качества.

Размер детского дома должен определяться размером высокотехнологичного производства, в котором он участвует, а не эфемерными требованиями создать «семейную атмосферу».

Одним из аргументов в пользу профессиональных семей, а также детских домов семейного типа с небольшим количеством воспитанников является то, что воспитатель имеет возможность уделять больше времени и внимания конкретному ребенку. Еще один плюс семейного воспитания - наличие модели семейных отношений, которую ребенок может увидеть в  приемной семье и воспроизвести в своей взрослой жизни. Но в случае профессиональной семьи, т.е. той, которая берет ребенка на воспитание за деньги, речь о подлинных семейных отношениях, о подлинной заботе, часто уже не идет. А вот  модель  детского коллектива, в котором старшие дети заботятся о младших, позволяет построить межличностные связи, основывающиеся не на коммерческой основе, а на подлинных отношениях привязанности и заботы. Создание таких коллективов - непростая задача, но ведь Макаренко это удалось.

Похожая модель есть в многодетных семьях. Многие недоумевают, как можно иметь троих и более детей, даже двух, если родителям едва хватает времени на одного. Разгадка в том, чтобы учить детей заботиться и помогать друг другу, тогда родителям останется только присматривать и корректировать поведение, разрешать сложные ситуации.

Известно, что для того, чтобы действительно развить какую-то отрасль промышленности, необходимо организовать современное производство, развивать науку в этой отрасли, самим готовить кадры для производства и вести пропаганду своей продукции. Кстати, именно потому, что все эти компоненты успеха присутствовали в нашей часовой отрасли, так ценились наши советские часы во всем мире. Для осуществления прорыва в области развития детских домов необходимо развить все эти компоненты.

Нужно определить, какие высокотехнологичные производства мы готовы развивать в детских домах и установить необходимое оборудование, когда в нем возникнет необходимость. Научно проработать наследие А.С. Макаренко и его последователей, вопросы подготовки и создания коллектива воспитателей, коллектива трудовой колонии, соотношения трудовой и учебной нагрузки и многие другие вопросы. Начать подготовку воспитательных кадров в соответствии с наработками собственной науки о коллективном воспитании. Осуществлять пропаганду наследия Макаренко, новой (старой) науки о коллективах и реальных достижениях детских домов. Этот процесс будет длинным и нелегким, так как успех определяется не появлением какой-то педагогической звезды на небосклоне, а способностью современных людей создавать здоровые коллективы, которые готовы реально сделать детские дома центрами развития нашей страны.

А. Дмитриев, А.Лосев. РВС.