Что такое семейный детский сад?

 Семейный детский сад - это вовсе не частное дошкольное учреждение, организованное семьей. Официально это группа обычного муниципального детского садика, функционирующая на дому или в отдельном специально арендованном помещении. Возможность создания семейных дошкольных групп закреплена в Приказе Минобрнауки  от 30 августа 2013 г. № 1014 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (п. 13): семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования, в группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов. 

Один из родителей назначается воспитателем, только воспитывает он не чужих детей, а собственных (иногда в группу добавляются чужие дети, если собственных дошкольников мало). При этом дети могут посещать учебные занятия и другие мероприятия в детском саду, чьим структурным подразделением является группа. Родителю-воспитателю выплачивается зарплата, идет педагогический стаж. А  дошкольное учреждение обеспечивает его методической и консультативной помощью, а также контролирует деятельность - организацию режима детей, условий, учебных занятий. Содержание ребенка в семейной группе обходится бюджету дороже, чем в обычной - потому что группа, как правило, малокомплектная, но на нее выделяются дополнительные штатные единицы - ставка воспитателя, а также в большинстве случаев часть ставок другого персонала (медсестры, повара, социального педагога и т.д.).

Единого документа, регулирующего функционирование этой формы организации присмотра за детьми, нет. Такие группы семейного воспитания стали образовываться при дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) как вариативная форма дошкольного образования в отдельных регионах, их организация и деятельность регулировалась местными нормативными документами (см. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 27.09.2012 № 08-406 Об Организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений в ДОУ»). Соответственно, подходы к созданию таких групп в разных регионах - разные (от количества и возраста детей в группе до требований, предъявляемых к помещению, питанию детей, квалификации родителя-воспитателя и т.д.). В каких-то регионах такие группы рассматриваются как меры поддержки многодетных семей (Саратов), в каких-то - как мера наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, т.е. для создания группы семья не обязательно должна быть многодетной (Самара). В некоторых регионах воспитателем семейной группы кроме мамы дошкольников может стать любой бывший педагог или воспитатель (Сыктывкар). Где-то организация питания детей возлагается на родителя-воспитателя, а ему выплачивается компенсация за продукты (Москва), где-то питанием семейную группу обеспечивает ДОУ, к которому эта группа прикреплена (г. Гуково Ростовской области), или предусматривается возможность приготовления пищи на месте функционирования группы из сырьевого набора продуктов, предоставленных ДОУ (Пуровский район ЯНАО). В некоторых регионах требования к помещению, в котором функционирует семейная группа, настолько жестки, что выполнить их в условиях квартиры невозможно (Санкт-Петербург), поэтому семейные группы организуются в помещении детского сада. В СПб даже были случаи, когда мама-воспитатель семейной группы работала в общей группе, практически выполняя обязанности помощника воспитателя.

К началу текущего года количество семейных детских садов в регионах составило более 20,7 тысячи с общей численностью детей порядка 240 тысяч человек. 17 ноября 2014 года Комитет по вопросам семьи, женщин и детей провел круглый стол на тему: «Правовые гарантии развития семейных детских садов и других вариативных форм дошкольного образования», на котором представители регионов и руководители различных форм организаций дошкольного образования поделились своим опытом. Например, в Нижегородской и Ивановской областях приняты специальные программы развития семейных детских садов. В частности, в Нижегородской области предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов, часть которых используется для семейного детского сада, а другая - для проживания семьи воспитателя, который, отработав 10 лет, получает право оформить весь дом в собственность.

В ходе обсуждения на круглом столе предлагался ряд мер по развитию вариативных форм дошкольного образования, в том числе - смягчение предъявляемых санитарных требований. По итогам встречи будут составлены рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления. Возможно, их выполнение облегчит создание семейных групп дошкольного образования. Однако в любом случае родителям, решившимся на создание таких групп у себя дома, следует быть готовым к тому, что детское учреждение, чьим структурным подразделением станет их группа, должно будет осуществлять контроль условий, в которых воспитываются их дети.


Ольга Горянина


Фото взято отсюда