День святого Валентина. Форма, убивающая содержание

Канун 14 февраля. Дети и родители готовятся к дню Святого Валентина. Готовятся в массовом порядке, в детских садах и школах. Наше общество пока, увы, обладает весьма слабым культурным иммунитетом, и мало кто устоял под массивным навязыванием этого весьма искусственного даже для западной культуры праздника.  Но здесь я не буду разбирать культурологически данное явление. Я просто немного скажу о том, какое психологическое влияние оказывает на детей празднование этого совсем не детского праздника. У празника этого две стороны. Одна наполнена радостными событиями и действиями. Дети выбирают подарки, создают их сами, дарят их своему избраннику или избраннице. Они еще малы и не видят в ядовито-розовых сердечках и ленточках откровенной безвкусицы, им не кажется пошлостью развешивание на всех углах бесконечных жеманных купидончиков. Им нравится дарить и получать подарки.
Но одновременно ребенок с тревогой ожидает: одарит ли его кто-то знаком любви или нет? Оценит или нет?  «А если у Кати сердечек будет больше, чем у меня? Значит, она красивее, привлекательнее, интереснее?», — вот, о чем думают дети в в этот день. А представьте себе девочку или мальчика, которым ничего не подарили. Что они должны думать про себя? Как себя оценивать?  Напряжение, тревога, печаль, потеря самоуважения, зависть — вот, что чувствуют дети.  Или, если выражаться на психологическом языке, то происходящее с детьми можно назвать процессом «невротизации».

 А еще у них снижается самооценка. Да-да, даже у самых «высоко оцененных» она снижается. Ибо даже получая подарки и искренне радуясь, дети в этот день понимают, что они  становятся объектом оценки. Не их знания, не их умение читать и писать, а они САМИ, их «Я», личность, вдруг начинают оцениваться в товарно-денежном эквиваленте — количеством подарков, открыточек и сердечек.  Они теряют ощущение своей собственной  БЕЗУСЛОВНОЙ человеческой ценности. Они включаются в эту систему координат и начинают жить в ней и дальше, уже после 14 февраля. А в этот день дети усвоят специфические законы отношений между людьми и теперь будут постоянно вычислять ценность других  и тревожиться по поводу собственной ценности. Подобные отношения никак нельзя назвать любовью или дружбой. Наоборот, они являются чем-то противоположным настоящим теплым человеческим отношениям.

В праздник, претендующий на чествование высших проявлений человечестких отношений — любви — детей выгоняют на ярмарку тщеславия и выставляют, по сути, на прилавок. «В мире много жестокости и жлобства»,  — скажете вы — «пусть ребенок научится выживать в атмосфере конкуренции и всеобщей грызни всех со всеми».  Я отвечу, что в его жизни и так есть и жестокость, и жлобство. А вот опыта высших человеческих отношений все меньше и меньше. У человека всегда есть масса возможностей скатиться вниз. И есть очень мало возможностей и факторов, развивающих человека и тянущих его вверх. Культура ( а праздник — часть культуры) — один из таких факторов. И мы, взрослые, и наше воспитание — тоже один из таких факторов. А если мы скажем детям: «В жизни много дурного, так давайте тогда мы возведем это дурное в ранг нормы.  Привыкайте, дети», —  то мы лишаем их возможности развивать свои лучшие человеческие качества.

И в конце концов, разве это не наша обязанность — оставить после себя мир таким, в котором детям нашим жилось бы лучше, чем нам? Что можно противопоставить принципу жизни «Человек человеку — волк»?  Любовь. Что можно противопоставить принципу конкуреции и вечной грызни? Дружбу. Защитить эти формы человеческих отношений, сохранить их, привить их детям — вот способ сделать их будущее чуть лучше.  А защищать дружбу и любовь надо как раз от таких вот «дней святого Валентина»  Потому что подобные «праздники»  — классический пример превращенной формы. Формы, уничтожающей свое содержание.

Жанна Тачмамедова, РВС.

Источник иллюстрации