Германия. Несправедливая система образования. Мальчик, который хотел большего

Перевод статьи "Ungerechtes Bildungssystem: Ein Junge will nach oben",  журнал Spiegel

В качестве предисловия вкратце о системе школьного образования в Германии:

После начальной школы (3 класса) происходит разделение учеников на три направления:
1. неполная школа;
2. реальная школа;
3. гимназия.

Гимназия дает среднее образование с возможностью поступать в университет на специальность по выбору.
В реальную поступают более слабые ученики, которым дают возможность еще в школе выбрать специальность за 2-3 года до окончания и подготовиться к поступлению в институт (институт котируется ниже, чем университет) на зафиксированную специальность.
Для окончивших неполную школу система не предусматривает возможности поступления в вуз, возможно только получение префессионально-технического образования.

Разделение учеников на такие касты предоставлено учителю начальной школы. Переход в низшую касту всегда возможен. Переходы в высшую касту исключительны и равнозначны чудесам. О таком чуде и написано в статье.

Учителя хотели отправить его в неполную среднюю школу. Однако, его мать верила в своего сына, она залезала в долги, спорила с чиновниками, терпела унижения. И вот у Рене Шёнфельдера теперь школьный аттестат с отличием, университетский диплом с отличием и ученая степень. Очень немецкая история немецкой системы образования.

Если бы он послушался учителей начальной школы, то продолжил бы затем обучение лишь в неполной средней школе. Тогда он был бы сейчас, возможно, поваром, а не соискателем ученой степени со школьным аттестатом с отличием и дипломом университета, также с отличием, а равно и лучшим в своем выпуске.

То, что пережил Рене Шёнфельдер в свои школьные годы в Гамбурге, наглядно демонстрирует, как учителя и чиновники постоянно отбраковывают школьников по причине безработицы их родителей, плохого знания немецкого языка или потому, что их семьи живут на небольших съемных квартирках, где нет даже книжной полки, из-за того, что они не выписывают газет, или у них нет театрального абонемента. Но та же история Рене Шёнфельдера показывает и другое, что могут сделать учителя, чиновники и родители, чтобы преодолеть это.

Сейчас Рене 28 лет, он рослый, крепкий, очень приветливый молодой человек. Он не слишком охотно говорит о себе и своих достижениях, ему больше нравится слушать других. Он охотно рассказывает лишь о цели, которую себе поставил: он хочет помочь большему числу таких же детей, как он, попасть в университет. Детей, родители которых не учились. Ведь доля детей рабочих в гимназиях и вузах куда ниже доли этой социальной группы в обществе. Исследования за исследованиями выносят приговор несправедливой образовательной системе Германии, как, например, появившиеся во вторник свежие результаты PISA, международной программы по оценке образовательных достижений учащихся. Шёнфельдер хочет сделать так, чтобы будущее детей не зависело прямо от их прошлого. Ведь человек не может влиять на свое происхождение, не так ли? А разве от него зависит талант?

Раньше, когда он еще учился в начальной школе, Рене, по его собственным словам, был «маленьким интровертом с компьютером». Он никак не старался проявить себя на уроках, он не тянул руку, постоянно спрашивая себя: «Зачем мне опять говорить о том, что я и так уже знаю?». Об этом не подозревал ни один учитель. Они советовали ему продолжить учебу в неполной средней школе - в лучшем случае - в реальном училище. Однако его мать сказала, что он сам должен выбрать себе ту школу, которую считает нужным закончить. Рене выбрал единую школу (без разделения по типам обучения, экспериментальный тип школы, в отличие от традиционной трёхступенчатой системы – прим. пер.), после таких советов учителей на большее он не решился. Но уже в тот момент он знал главное: там он сможет получить аттестат о полном школьном образовании, а только с ним, как он считал, сможет потом достаточно зарабатывать.

В старших классах он однажды заметил, что отличается от одноклассников. Его мать воспитывала его с братом одна, занималась по утрам уборкой, затем работала дневной няней, а по вечерам зачастую разливала пиво в забегаловке. Но все равно на жизнь не хватало, она получала социальное пособие и иногда просила в собесе дополнительную помощь. Например, для оплаты поездки ее сына вместе с классом в Эрланген.

И сегодня 49-летняя Мануэла Шёнфельдер хорошо помнит тот разговор с чиновником: «Ведь Рене сам пошел в полную среднюю школу, – сказала женщина из ведомства. – Хотя, выбери он реальное училище, сейчас у него уже почти была бы профессия». На поездку с классом денег не было. Мать взяла кредит, поручителем по которому выступила ее тетя. За годы образования сына она набрала в долг 20 тысяч евро – на оплату поездок с классом, книги, компьютер, дополнительные занятия английским языком. Она все еще выплачивает эти долги.


«Ну да, опять эта истеричная мамаша!»

Сама она до 18-летия прожила почти безвылазно в приюте, не вынося свою мать. Она хотела сделать, как лучше. Она хотела позаботиться о своих детях. Что и продолжает делать до сих пор.

Однако, это не все воспринимали положительно. Когда она сидела перед учителями и чиновниками, то часто видела в их глазах жалость к себе, матери-одиночке: «Ну да, опять эта истеричная мамаша, бедняжка думает, ах, какой у нее умный ребенок». На время родительских собраний она, бывало, обзаводилась «партнером»: один ее хороший друг изображал ее мужа, вступаясь за ребенка, как отец заступался бы за своего сына. И мать, наконец-то ,чувствовала, что ее воспринимают всерьез.

Преподаватели в полной школе, занимаясь с ее сыном, уже смотрели на его талант, а не на происхождение. На уроках музыки он учился играть на саксофоне, учитель снова и снова требовал, чтобы он импровизировал на инструменте. И однажды Рене научился проявлять на занятиях свою индивидуальность. Учитель по физике показал ему, как самому собрать карманный калькулятор. Учитель математики послал его математическую олимпиаду, хотя Рене и не хотел. Он боялся проиграть. Но после конкурса стал посещать курсы при университете для математически одаренных детей.


Достаточно ли университету школьного аттестата с отличием?

Некоторым ученикам нужно больше помогать, уделять им больше времени, которого у учителей в течение учебного дня зачастую просто нет. Но для Рене хватало и этих крох, они пробуждали желание, подталкивали хотеть большего, постепенно восстанавливая в нем ту уверенность в себе, которую отобрала начальная школа.

Он окончил школу со средним баллом 1,6 (в Германии обратная шкала оценок – чем меньше цифра, тем более высокой считается оценка – прим. пер.). И он столкнулся с вопросом, а хватит ли этого для университета? И как вообще он будет оплачивать учебу в вузе? Ведь стипендию наверняка получают лишь кандидаты со средним баллом 1,0? Или все-таки... Не надежнее ли все же пойти учиться на повара?

Теперь на эти вопросы Рене Шёнфельдер отвечает другим школьникам. Уже два года он занят общественно-полезной инициативой, занимаясь с детьми рабочих, школьниками, мечтающими об университете, хотя их родители не учились вообще. Он объясняет им, что они могут претендовать на получение ссуды на обучение от государства, что стипендию получают и особенно прилежные студенты, что не обязательно расставаться с университетом лишь потому, что не сдал экзамен, и что ничто так хорошо не защищает от безработицы, как учеба.

Рене изучал информатику, написав бакалаврскую и магистерскую работы «Структурные свойства графов в степени m (Structural Properties of m-Step Graphs)» и «Вероятностные модели и методика ускорения для эффективной маршрутизации в автомобильных системах навигации (Stochastic Models and Acceleration Techniques for Green Routing in Car Navigation Systems)». Его мать попросила сделать ей копии работ, ей очень хочется понять, чего он добился, ведь она так гордится своим сыном, да что там, «ее просто раздувает от гордости». Он окончил учебу со средним баллом 1,0 и премией как лучший учащийся выпуска. Если бы он не знал, что получит эту премию, то вообще не смог бы прийти на церемонию. Откуда у него деньги на костюм?

И вот уже год, как у него собственный офис в университете Любека, на двери написано «Рене Шёнфельдер M. Sc.», он «магистр наук». На столе у него уже гора исписанной бумаги, он делает черновые записи. На голых стенах пока ни одной картины, в кабинете почти нет его личных вещей, он пока еще не обжился здесь. Но в ближайшее время он хочет показать кабинет своей матери, человеку, которому он всем этим также обязан. «Собственно говоря, это история и ее успеха».

Мать со своими детьми: по словам Рене, у него было счастливое детство. Даже если от многого пришлось отказаться и бороться в жизни больше, чем другим. Его брат Тимо (справа) также окончил школу и хочет далее изучать медицину. Мать говорит, что "ее просто раздувает от радости".
Фото: личный архив Рене Шёнфельдера.

Автор перевода   - Сергей Ражев. РВС.