Лжецы

«Информационно-рекламная кампания по продвижению детского телефона доверия набирает и набирает обороты... Сусальные картинки, "жалистные" ролики, детские праздники, конкурсы..., вал "новостей" в СМИ о зашкаливающей родительской жестокости и призывы: "Не грусти, позвони! Об отношениях с родителями и учителями, о дружбе и первой любви, о своей жизни и проблемах, о жестоком обращении с тобой и сверстниками..."  Реклама, реклама, реклама...

"Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется." - это с сайта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 Обеспечение деятельности детского телефона доверия осуществляется в рамках подписанных между Фондом и субъектами Российской Федерации Соглашений об обеспечении деятельности детского телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером.

В мае 2011 года Фондом во все регионы направлен сборник информационно-аналитических материалов «Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером 8-800-2000-122», а также заключены Соглашения "Об обеспечении деятельности детского телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером". Эти Соглашения ежегодно продлеваются.

Выдержки из Соглашения:

1. Предмет соглашения

1.3 Оказание экстренной консультативно-психологической помощи по телефону осуществляется организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности, учредительные документы которых предусматривают предоставление такой услуги. ( как государственные, так и частные, как отечественные, так и иностранные  - прим. моё)

2. Обязанности сторон

2.1. Фонд обязуется:
..1,2. Производить оплату телефонного трафика...
2.1.3. Организовать и оплатить обучение и обеспечение необходимыми методическими материалами специалистов, работающих на Телефоне доверия.

2.1.5. Провести информационно-рекламную кампанию о введении единого общероссийского телефонного номера Телефона доверия в федеральных средствах массовой информации.

2.2. Организатор обязуется
2.2.1. Для функционирования на территории области Телефона доверия обеспечить необходимой материально-технической базы;- укомплектованность Телефона доверия квалифицированными специалистами;
 (помещение, соответствующее определённым требованиям, техническое оснащение, оплата труда специалистов - за счёт средств Организатора - напр. департамента социального развития региона, - а также регионального и муниципального бюджетов и внебюджетных средств. - прим. моё)
- ведение достоверного статистического учета деятельности Телефона доверия.
- доступность услуг, оказываемых Телефоном доверия.
<...>
2.2.3. В соответствии с пунктом 2.1.3 настоящего Соглашения обеспечить прохождение специалистами, работающими на Телефоне доверия, обучения, предусмотрев оплату проезда, проживания и командировочных расходов.
2.2.4. Использовать полученную в рамках работы Телефона доверия информацию для совершенствования политики в интересах детей и рещения проблем детского и семейного неблагополучия в Кировской области.
2.2.5. Представлять в Фонд Информацию о деятельности Телефона доверия на территории Кировской области в соответствии с приложением 2 к настоящему Соглашению ежеквартально.
2.2.9. Провести информационно-рекламную кампанию о введении единого общероссийского телефонного номера Телефона доверия на территории субъекта Российской Федерации.
2.2.10. Представлять пояснения, документы и другие материалы об исполнении настоящего Соглашения по запросу Фонда в течение 10 рабочих дней с момента его получения.
2.2.11. В пределах своей компетенции своевременно устранять нарушения исполнения настоящего Соглашения.

3. Права Сторон

3.1. Фонд вправе
3.1.2. Осуществлять контроль за выполнением Организатором обязательств,предусмотренных настоящим Соглашением
3.2. Организатор вправе: 
3.2.1, Вносить предложения Фонду об изменении перечня организаций, указанных в приложении 1 к настоящему Соглашению,...

4. Ответственность Сторон

4.1. В случае невыполнения и/или ненадлежащего выполнения своих обязательств по настоящему Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
42, Организатор несет ответственность за достоверность и своевременность представляемой в Фонд информации.

Резюмирую:
Фонд - фактически директивный и контролирующий орган, перед которым  региональный оператор (Организатор) , неся основную финансовую и организационную нагрузку, обязан отчитываться.

И обратите внимание:

1. Предмет Соглашения

1.2 ...В рамках функционирования Телефона доверия может осуществляться сбор информации о нарушении прав и законных интересов детей и передача ее в органы и учреждения, осуществляющие деятельность по их защите.

Ой, а как же конфиденциальность? А также анонимность?

Теперь рассмотрим "информационно-аналитические материалы" - документ под названием «Нормативные и методические материалы. Одобрено федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебно-методического пособия для психологов и социальных педагогов. Москва, 2011г.». Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее ФПДНТЖС, прошу прощения), курирующий, координирующий и в большой мере финансирующий продвижение детского телефона доверия рука об руку вместе с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения (далее НФЗДЖО), предоставляет его в качестве руководства к действию в службы ДТД в регионах.

Сборник состоит из трёх томов, включает материалы, необходимые для всех этапов организации и реализации Службы детского телефона доверия, и "предназначен для руководителей, консультантов и супервизоров служб детских телефонов доверия, специалистов органов управления, а также учреждений и организаций, занимающихся оказанием социально-психологической помощи семье и детям".
Издание подготовлено ФПДНТЖС по заказу НФЗДЖО с привлечением дополнительных финансовых средств последнего.

Том I. Для руководителя
В разделе «Нормативно-правовое регулирование деятельности детского телефона доверия» указаны: Декларация прав ребёнка ООН, Конвенция о правах ребёнка ООН, а также... нет, не Законы Российской Федерации, а
3. Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 54 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону»
4. Информационное письмо № 10 комитета здравоохранения Правительства Москвы «Оказание экстренной психологической помощи детям и подросткам (извлечения)
5. Рекомендации Комитета по правам ребенка ООН (извлечения)
6. Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения (извлечения).


Понятно, что субъекты исполнительной власти  (учредителем Фонда является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации), так активно продвигающие у нас службу детского телефона доверия с единым номером, руководствуются прежде всего и исключительно требованиями прогрессивной мировой общественности и своими собственными Постановлениями и Решениями - «через голову» законодателей. Совершенно неважно, что думаем на сей счёт мы с вами, а важно то, что:

В настоящее время телефонные службы помощи распространены повсеместно во всех христианских странах на всех континентах. При этом, чем более развита социальная инфраструктура государства, тем шире в ней используются телефонные службы.

И только в России:

В Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу в 1996 году, впервые определены основы правовой защиты детей от на­силия в семье: ребенок рассматривается в качестве самостоятельного субъекта отношений в семье, а не как зависимый объект «родительской власти». Однако эти явно позитивные изменения в законодательстве не подкреплены механизмами их реализации - в частности, в России не обеспечены способы и не описаны границы возможной интервенции в семью, практически отсутствует возможность временного помещения ребенка, подвергшегося насилию, в замещающую семью.

Не буду сейчас рассуждать о том, насколько правомерно и обоснованно рассматривать ребёнка в качестве самостоятельного субъекта отношений в семье, а также выяснять подоплёку так вожделеемой ювенальщиками «интервенции» во всей  её безграничности.

Разговор о другом. О том, что готовы подписывать в погоне за рейтингами (и гонорарами?) "научные консультанты" и " редакторы-составители" подобных "информационно-аналитических материалов".

Глава под названием «Распространённость жестокого обращения с детьми»,  посвящена реалиям США (да, США), причём достаточно устаревшим... Но справедливости ради надо сказать, что приведена и российская статистика. Правда, за 2008 год (напоминаю, рассматриваемый документ — от 2011 года), и не жестокого обращения, а количества детей, оставшихся без попечения родителей: О масштабах насилия и пренебрежения нуждами свидетельству­ет также постоянный рост числа детей, отобранных у родителей по причине лишения родительских прав вследствие невыполнения ими своих обязанностей по уходу за ребенком или насилия по отноше­нию к нему...
Для сравнения приведу статистику по этому же параметру за 2013 год.

Это отнюдь не единственный пример передёргиваний и подтасовок со стороны «авторов» документа. Беру слово «авторы» в кавычки, потому что огромная доля текста всех трёх томов — это перевод неизвестно откуда надёрганных англоязычных текстов, куда кое-где вставлены отсылки типа «...а также и в России» и на классиков русской литературы (не шучу...).
То, что в последние годы статистика улучшается (за последние пять лет с 2009 по 2013 год общее число несовершеннолетних, признанных потерпевшими от всех преступлений, совершенных в России, сократилось на 18,1%, а из них более 90% детей страдает от насилия со стороны чужих людей, источник), ни в коей мере не мешает энтузиастам «защиты детей» по западному образцу утверждать обратное, ведь законы надо всё-таки принимать, так как «в России не обеспечены способы и не описаны границы возможной интервенции в семью», а кулуарно, как штампуются всевозможные «Постановления» и «Решения», законы принимать затруднительно. «Любая программа и любой закон, которые планируется принять, должны быть актуализированы в общественном мнении», поэтому «постоянно слышишь, что «насилие в семье зашкаливает» и «с этим надо что-то делать».

Возвращаемся к «Нормативным и методическим материалам». В первом томе, «Для руководителя», все-таки есть информативные материалы, например, те же самые Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону» или Информационное письмо №10 комитета здравоохранения правительства Москвы от 1998 года, не говоря уже о том, что можно ещё и ещё раз насладиться чтением Деклараций и Конвенций ООН о правах ребёнка.

Том II и Том III
Что касается второго, "Для консультантов", и третьего, "Для супервизоров", томов, то представить эти переводные тексты в качестве «нормативных и методических материалов» решительно невозможно. Конечно, интересно ознакомиться, как обстоят дела в «чёрных кварталах» или штате Вашингтон и что "сейчас лучше всего направлять желающих сделать тест на ВИЧ в организацию Планирование семьи (Planned Parenthood) – это самое подходящее место в округе Сент Лоренс", а также каковы трудности у тамошних соцработников. Но нужно ли нам это? Если только для общего развития... Хотя и тут не получится: тексты переведены совершенно безграмотно, в результате чего местами просто напрашивается определение «ахинея».
В самом деле, нельзя же, обладая критическим мышлением, т. е. способностью анализировать информацию с позиций логики, умением выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам (Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.), всерьёз воспринимать вот такие пассажи (прошу прощение за объёмное цитирование):

Раздел «Основные принципы критического мышления» (Том III Для супервизора).
Критическое мышление представляет собой комплекс таких аргументативно-логических методов, которые не самодостаточны: будучи простыми схемами, они требуют конкретного наполнения в зависимости от поставленной практической задачи. Все эти схемы регламентируют ход устной аргументации вне зависимости от затрагиваемого содержания, а также процесс написания научной работы на любую тему.
Критическое мышление, выстраиваясь на обобщенных схемах повседневной деятельности, является систематичным — оно ни при каких условиях не должно противоречить самому себе. Поэтому оно и протекает как четкая последовательность определенных действий. Для этого оно должно строить верные выводы или алгоритмы при осмыслении тех или иных практических ситуаций и неукоснительно им следовать. В результате этого внутри данного мышления имеет место рассмотрение деятельности как таковой — безотносительно какой бы то ни было конкретики. Все это ведет к тому, что критическое мышление является
мультиперспективным, поскольку содержит такие обобщенные схемы деятельности, которые можно апплицировать на любую ситуацию. Но, несмотря на своюмультиперспективность, данное мышление остается при этом комплексным — оно вырабатывает типовые решения практических задач. В зависимости же от сложности ставящихся задач критическое мышление предлагает и различные виды их решения. Поэтому такое мышление должно быть метакогнитивным, т. е. иметь в себе несколько уровней в соответствии с алгоритмической сложностью вырабатываемых схем типовых решений. Многоуровневость, в свою очередь, возможна только при наличии рефлексии — способности анализировать само себя (данная способность всегда свидетельствует о нетавтологичности мышления)(выделено авторами). Почувствуйте аромат, так сказать.

В связи с вышеизложенным напрашивается несколько вопросов:
1 Действительно ли именно этот очень объёмный и путаный документ, одобренный Федеральным институтом развития образования, служит учебно-методическим пособием для психологов и социальных педагогов, а также сотрудников служб детского телефона доверия с единым номером? Невозможно...

2 Действительно ли доктор психологических наук, профессор психологии МГУ им. Ломоносова, зав. лабораторией проблем развития личности с ОВЗ Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета Д.А.Леонтьев «научно редактировал» ЭТО, а М.О. Егорова составляла и редактировала?

Ответа на второй вопрос давать не буду, он в большой степени риторический - на титульном листе указаны именно их фамилии, а вот на первый...

Вот скромный, строгий, далеко не такой объёмный и абсолютно внятный текст под названием «Документация службы экстренной психологической помощи детям и подросткам по телефону» под редакцией всё той же М.О.Егоровой , президента ФПДНТЖС и члена экспертного совета НФЗДЖО.


Некоторыми пассажами «от редактора» просто нельзя не залюбоваться:

Телефоны доверия, кроме того, — авторские службы, не похожие одна на другую, даже если все условия и правила их работы одинаковы (так не похожи друг на друга, например, театры). Они, скорее, напоминают живые организмы — и по своим циклам развития, и по легкости разрушения от непрофессиональных вмешательств. Мы называем эти службы авторскими, поскольку каждая из них создается конкретным человеком, руководителем, а их жизнедеятельность зависит в первую очередь от тех людей, которые составляют команду службы, ее творческий коллектив. Телефонные консультанты — самые «главные» в службе, от них зависит качество работы ТД. И документы, регламентирующие их работу, должны по языку и стилистике быть приближены еще и к деятельности консультантов, «соединяться» с ней.

Можно представить, как эффективно мотивируются актёры сотрудники этих творческих коллективов...

Теперь несколько выдержек из "Документации", имеющих вполне практические последствия:

Должностная инструкция телефонного консультанта телефона доверия для детей и подростков

1. Общие положения
<...>
1.5. Консультант организует позвонившим помощь, выходящую за рамки телефонного консультирования; регистрирует обращения для статистического учета.

2. Организация и порядок работы службы
2.1. Во главе службы стоит руководитель, который осуществляет управление работой службы по трем направлениям:
# организация непосредственной работы с обратившимися за помощью;
организация собеседникам помощи, выходящей за рамки телефонного консультирования; 
#  просветительская и рекламная деятельность.

7. Организация помощи, выходящей за рамки телефонного консультирования

7.1. Телефонный консультант самостоятельно принимает решение о том, какой вид консультативной помощи необходим звонящему. Организация такой помощи включает в себя: 
# организацию консультативной помощи; 

# организацию помощи по защите прав ребенка; 
# организацию помещения ребенка в приют.

Рабочая инструкция телефонного консультанта телефона доверия для детей и подростков

12. Правила по организации дополнительной помощи по помещению ребенка/подростка в приют
12.1. Показанием к оказанию такой помощи является:
# состояние ребенка/подростка, требующее круглосуточного патронажа;
# нарушения прав ребенка, угрожающие его жизни и здоровью;
# жизненная ситуация ребенка/подростка, в которой создание условий
для его нормального развития возможно только при помещении ребенка/подростка в приют.

12.2. В этих случаях порядок действий телефонного консультанта следующий:
12.2.1. Телефонный консультант принимает решение о необходимости помещения подростка в приют.
12.2.2. Телефонный консультант связывается (по телефону или лично) с супервизором (методистом) службы и сообщает ему об обращении и о своем решении.
12.2.3. Телефонный консультант и супервизор (методист) обсуждают звонок ребенка/подростка и вместе принимают решение о помещении обратившегося за помощью в приют.
12.2.4. Супервизор (методист) договаривается с сотрудниками органов опеки и попечительства и с руководителем приюта о приеме ребенка/подростка.
12.2.5. Руководитель службы ТД сообщает телефонному консультанту время и условия приема ребенка/подростка в приют.

12.2.6. После этого телефонный консультант предлагает ребенку/подростку помещение в приют и вместе с супервизором (методистом) службы организует его приезд.

Вывод: служба детского телефона доверия отнюдь не ограничивает сферу своей деятельности "телефонным консультированием" - якобы анонимным, конфеденциальным и бесплатным (граждане - халява, налетай!)Кроме консультирования сотрудники службы осуществляют сбор информации и передают её в некие "органы и учреждения", а также могут инициировать изъятие детей из семьи.

Надо сказать, что как и отбор, подготовка сотрудников для службы ТД происходит непосредственно в самой службе. Это прежде всего практика - на действующем телефоне доверия под руководством супервизора (методиста),  индивидуальные и групповые супервизорские сессии и треннинги по телефонному консультированию три раза в год.Организует обучение специалистов региональных служб детского телефона всё тот же ФПДНТЖС. 
...Важно, чтобы обучение велось в той идеологии, в которой в дальнейшем будет работать кандидат (из "Концепции работы телефона доверия для детей и подростков").

На продвижение какой идеологии тратятся огромные деньги из бюджетов всех уровней, при активнейшем соучастии органов исполнительной власти, как федеральных, так и региональных? В угоду кому упорно продвигаются ювенальные технологии, частью которых является служба детского телефона доверия с единым номером?

«В задачах «Международной ассоциации телефонов доверия» (идеологического и экономического наставника «Национального фонда») обозначено, что цель ее — перестроить общественное сознание в отношении пользования телефоном доверия. Чтобы ребенок и родители воспринимали это как норму, чтобы система доносительства детей на родителей вошла в нашу повседневную жизнь.
Следующий партнер, с которым эти фонды и начали вхождение в нашу семейную политику, — это скандально известное USAID — американское Агентство по международному развитию, выдворенное из нашей страны в октябре прошлого года за попытку влиять на внутренние политические процессы с помощью американских грантов.

USAID долгое время финансировало «Национальный фонд», точнее два этих фонда (Егоровой и Гордеевой)...»
Подробнее: Деятельность «Национального фонда защиты детей от жестокого обращения»
                    Ювенальные технологии - "Немножко плохие родители"

P.S. Выдержка из нашей недавней статьи Телефон недоверия
«...Вопрос первый. Если вам позвонит ребенок и  скажет, что его шлепнули родители, то каковы будут действия оператора телефона? Мне ответили, что это может быть расценено, как жестокое обращение с детьми, физическое насилие. И оператор обязан сообщить в опеку. А опека, выехав на место, будет разбираться, так это, или нет? Тогда я задал второй вопрос: «А  если ребенок вам пожалуется, что родители его лишили сладкого в наказание за «двойку» в школе?» Мне ответили, что это психологическое  насилие. И что этот вид насилия ничуть не менее страшен, чем физическое. «Подчас такое насилие даже еще хуже».  А если родители накричат на ребенка, это тоже  «психологическое насилие»? - в третий раз спросил я. «Да» - последовало в ответ. И, соответственно, последует выезд опеки на дом с последующими разбирательствами".»

 

Елена Клинцевич, РВС.