Наказание для родителей

 В Госдуму группой депутатов внесен законопроект нового Административного кодекса. Это один из трех предусмотренных документов, содержащий лишь общую часть кодекса, то есть основные принципы. Кроме общей части будет особенная часть, в которой прописаны конкретные административные правонарушения и наказания за них, а также процессуальный кодекс,  прописывающий  процедуру рассмотрения таких дел. Как следует из пояснительной записки, в законопроекте на основе судебной практики и с учетом научного теоретического подхода обновлены и переработаны нормы действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Законопроект содержит новую норму, вызывающую серьезные опасения. Сейчас административная ответственность наступает с 16 лет. Новый кодекс не меняет возраст наступления ответственности, однако вводит административную ответственность родителей за административные правонарушения детей до 16 лет (статья 19), чего нет в действующем кодексе.

При этом хотелось бы пояснить: необходимость ответственности родителей за имущественный вред, причиненный детьми, не вызывает сомнений и уже закреплена в Гражданском кодексе (ст. 1073-1074).  Целесообразность введения еще и административной ответственности спорна. К чему это приведет, сложно сказать. На первый взгляд, ужесточение ответственности родителей за поведение ребенка должно повести за собой бОльшие права в воспитании детей, в том числе в применении мер определенного принуждения для недопущения неправильного поведения ребенка. Однако юридически это нигде не оговорено.  В то же время существующая практика преследования  родителей в случае наказания детей заставляет сомневаться, что данная норма будет действовать профилактически - она лишь усилит противостояние «трудных» подростков и родителей. Ведь маловероятно, что страх перед административным штрафом увеличит педагогические способности родителей.  Более того, такая норма определенно снимает ответственность с ребенка за данные правонарушения, что может вылиться в снятие психологической и моральной ответственности ребенка,  не закрепленной в документах.

Известно, что ювенальные технологии изначально были направлены именно на особое судопроизводство в связи с правонарушением несовершеннолетних, но вылились в приоритет прав ребенка и выделение его  из семьи в качестве отдельного субъекта. Любое дальнейшее обособление детей в области регулирования правовых отношений между родителями и детьми может  усилить ювенальную составляющую нашего законодательства и действовать на разделение родителей и детей, т.е. на разрушение семьи. В настоящее время юристы РВС  проводят работу по анализу данного законопроекта.


Ольга Горянина, РВС.