В Госдуму группой депутатов внесен законопроект нового Административного кодекса. Это один из трех предусмотренных документов, содержащий лишь общую часть кодекса, то есть основные принципы. Кроме общей части будет особенная часть, в которой прописаны конкретные административные правонарушения и наказания за них, а также процессуальный кодекс, прописывающий процедуру рассмотрения таких дел. Как следует из пояснительной записки, в законопроекте на основе судебной практики и с учетом научного теоретического подхода обновлены и переработаны нормы действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Законопроект содержит новую норму, вызывающую серьезные опасения. Сейчас административная ответственность наступает с 16 лет. Новый кодекс не меняет возраст наступления ответственности, однако вводит административную ответственность родителей за административные правонарушения детей до 16 лет (статья 19), чего нет в действующем кодексе.
При этом хотелось бы пояснить: необходимость ответственности родителей за имущественный вред, причиненный детьми, не вызывает сомнений и уже закреплена в Гражданском кодексе (ст. 1073-1074). Целесообразность введения еще и административной ответственности спорна. К чему это приведет, сложно сказать. На первый взгляд, ужесточение ответственности родителей за поведение ребенка должно повести за собой бОльшие права в воспитании детей, в том числе в применении мер определенного принуждения для недопущения неправильного поведения ребенка. Однако юридически это нигде не оговорено. В то же время существующая практика преследования родителей в случае наказания детей заставляет сомневаться, что данная норма будет действовать профилактически - она лишь усилит противостояние «трудных» подростков и родителей. Ведь маловероятно, что страх перед административным штрафом увеличит педагогические способности родителей. Более того, такая норма определенно снимает ответственность с ребенка за данные правонарушения, что может вылиться в снятие психологической и моральной ответственности ребенка, не закрепленной в документах.
Известно, что ювенальные технологии изначально были направлены именно на особое судопроизводство в связи с правонарушением несовершеннолетних, но вылились в приоритет прав ребенка и выделение его из семьи в качестве отдельного субъекта. Любое дальнейшее обособление детей в области регулирования правовых отношений между родителями и детьми может усилить ювенальную составляющую нашего законодательства и действовать на разделение родителей и детей, т.е. на разрушение семьи. В настоящее время юристы РВС проводят работу по анализу данного законопроекта.
Ольга Горянина, РВС.