Наука и образование - стратегические отрасли. Всем ли это очевидно?

 Одной из самых интересных новостей на этой неделе стала для меня новость об организации Science Village в Пущино.

Пущинское информационное агентство сообщает:"«Научная деревня» – это место, куда молодые умы смогут приезжать, чтобы поставить свои первые эксперименты, а возможно, и сделать первые серьезные открытия".

При углублении в тему можно найти программу "Школы увлекательной науки", которая рассчитана на 4 дня и состоит из лекций на биолого-экологические темы и оздоровительной программы. Как я поняла, это проект-предшественник "Научной деревни".

Мною также найдено интервью с основателем проекта Сергеем Хаустовым на сайте Общственного телевидения России.  Из интервью становится известно, что предполагается обучение групп по 60-80 человек в течение нескольких дней с проживанием. Стоимость 10 дней такого обучения по предварительным подсчетам будет стоить 30 тыс. рублей. Оплачивать обучение будут "самые заинтересованные пользователи" - родители. То есть мои подозрения, что это подстройка под государственные "течения", терпит крах. Это бизнес-проект.

Трудно оценить этот проект в категориях хорошо/плохо. С одной стороны, я как научный сотрудник, понимаю необходимость приобщать детей к науке еще в школе. В Дубне также есть интересные проекты, направленные на такое приобщение. Но с другой стороны, я задаю себе вопрос: "При такой цене, кто будет основной аудиторией "Научной деревни"?" И я понимаю, что это будут в основном дети из весьма обеспеченных семей. То есть весьма обеспеченные родители должны быть заинтересованы в том, чтобы пробудить интерес у своих детей к науке. К сфере, которая на протяжении 25 лет втаптывалась в грязь, и представители которой вынуждены зарабатывать себе на жилье в России заграничными командировками, если они есть (что само по себе несколько унизительно). То есть родители очень хорошо понимают, что хоть сфера и интересная, но для будущего их детей малоперспективная. В этом случае такая деревня превращается в развлекательный комплекс нового квазинаучного типа. И попытки молодых пущинских ученых  привлечь к науке молодежь, как мне кажется, превращается в фарс. Такая программа нужна, но она должна быть государственной, так как наука - это стратегическая отрасль.

В приведенной выше программе можно еще ознакомиться с интервью с Жигайловым А.В. из Ставропольского края, который занимается дополнительным образованием и выявлением способных детей с раннего возраста. Господин Жигайлов говорит следующее: "Мы гордимся тем, что школьники из глубинки поступают в лучшие ВУЗы мира".

Далее он сообщает, что каждый год по 40-50 лучших детей Ставропольского края поступают в лучшие ВУЗы мира. То есть стратегическому ресурсу - способным детям - помогают уезжать заграницу и очень этим гордятся. Прошу заметить, что передача выпущена под лозунгом: "Инновационный социальный проект. История успеха". Это несоменнный успех, только вот чей?

Мы можем, конечно, и дальше делать вид, что Россия - это западная страна, и вообще глобализация скоро сотрет все границы. Но жестокая реальность за последний год с очевидностью показала всем, что это не так. Никогда к России не будут относиться как к равной и никогда не оставят попыток ее колонизировать. В такой ситуации целесообразно сохранять свой человеческий потенциал и иметь государственное стимулирование к тому, чтобы дети шли в науку. Где все это?

Анастасия Большакова, РВС.