Дети на распутье

В Туле возбуждено дело об административном нарушении в отношении родителей 15-летнего подростка за распространение им материалов экстремистского характера - подросток разместил эти материалы в интернете, на страничке сообщества «Просто мы русские», которое он создал для общения с людьми националистических взглядов. Как сообщает агенство Interfax, мать подростка обвиняют в "ненадлежащем исполнении родителями обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних". Дело будет рассмотрено на комиссии по делам несовершеннолетних.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что экстремистские материалы в сети - не редкость, что очень часто они распространяются именно подростками, и это очень хорошо, что кое-кто следит за обстановкой в Интернете. Однако выявление и удаление этих материалов и даже  административное привлечение к ответственности  родителей не решают существующей проблемы. Ведь самое главное – устранить причины, по которым подростки  это делают.

Больше 20 лет наша страна живет в отсутствии государственной идеологии, данное положение даже закреплено в Конституции (ст. 13). Провозглашение «идеологического многообразия» означает, что общество отказывается культивировать какие-либо идеи среди своих граждан, и люди сами выбирают идеологию, которой они придерживаются. И данное положение было бы разумно, если бы можно было каким-нибудь образом привить гражданам иммунитет к идеям, разжигание которых запрещено в той же Конституции - идеям социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Люди никогда не перестанут задумываться над целью и смыслом жизни, над своей идентичностью, над своим местом в обществе и над выбором поведения в тех или иных ситуациях. Они не могут жить в условиях идеологического вакуума – ведь человек действует, опираясь на определенные идеи, которые он разделяет и стремится претворять в жизнь (даже если он и не осознает это). Ребенок, подрастая, задает вопрос – «Кто я?», и в зависимости от ответа на этот вопрос формируется его личность, система ценностей, представления о должном.  Что же происходит, если общество, следуя конституционному запрету,  не отвечает на заданный вопрос и бросает ребенка в «идеологическое многообразие»?  В этом случае процесс пускается на самотек,  и если маленький человек растет активным и любознательным, то он ищет ответ сам.

Родители оберегают детей от физических опасностей, но опасность идеологического разрушения личности не меньшая, если не большая – потому  что  несовершеннолетние еще слишком мало знают о жизни, чтобы в полной мере осознать философское содержание и последствия своего выбора.  Не стоит надеяться, что если Конституция запрещает разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, то подрастающее поколение защищено от данных идей. Идеи существуют независимо от Конституции, их не отменить фиксацией запрета на бумаге (как не отменить указом закон всемирного тяготения). Приверженцы таких идей не бездействуют. Они активно ищут сторонников и подсовывают русским мальчикам, ищущим жизненные ориентиры, соблазнительные образы. Выпячивая на поверхность одни факты, замалчивая другие, предлагая готовые решения без объяснений и поощряя агрессивность, такие промоутеры умело направляют еще несформированное мировоззрение подростка в нужное им русло. Если подросток не убежден в пагубности разделения людей на разные «сорта», то он воспримет оценку людей по принадлежности их к разным группам как нечто естественное. А если он при этом эмоционален и активен, то начнет воевать за «справедливость», проявляя экстремизм .

Есть еще один аспект в рассматриваемой проблеме. Любые идеи объединяют людей. А в современном обществе, воспевающем индивидуализм, налицо дефицит возможностей удовлетворить жизненную потребность людей в коллективе. Подростки ради удовлетворения этой потребности готовы на многое.  И они порой не в состоянии распознать антигуманное содержание красиво упакованной идеи до того, как эта идея захватит их и подчинит.

Предоставление детям самостоятельного выбора руководящих идей – это оставление детей в опасности при  их заведомо беспомощном состоянии.  Очень жаль, что общество устранилось из процесса формирования мировоззрения ребенка, перекладывая всю ответственность на семью. Остается пожелать любящим родителям быть предельно внимательными к детям не только в вопросах их быта, досуга и культуры, но и в вопросах идеологического образования. Потому что свято место пусто не бывает, и если вы сами не посеете в своих детях идеи братства и гуманизма, то дети окажутся восприимчивыми к античеловеческим идеям экстремистского характера.

Ольга Горянина. РВС, Санкт-Петербург.