"Коррекция" коррекционного образования

Совсем недавно в своей статье «Манипуляции с инклюзивным образованием» я связывала активизацию развития инклюзивного образования с ликвидацией коррекционного образования. Примеры ликвидации давала в основном по регионам. Но вот сегодня мне попалось мнение родителей тех детей, которым нужно коррекционное образование, и которые всю ситуацию знают изнутри.

17 сентября портал «Неинвалид.ru» опубликовал обращение Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов к вице-премьеру Правительства РФ Ольге Голодец. В обращении сказано:

«Система коррекционного и специального образования, которая создавалась долгие годы, практически уничтожена. Последние из этих учреждений погибнут еще до наступления нового года. При этом заявленные благие пожелания по постепенному переходу к инклюзивному образованию совершенно не подкрепляются реальными действиями и финансированием».

Основной проблемой, из-за которой коррекционные учреждения приходится закрывать, авторы называют реформу образования и переход на подушевое финансирование. 

«В условиях подушевого финансирования и требования сохранения высокой средней заработной платы специалисты, занимающиеся коррекцией – логопеды, дефектологи, психологи – увольняются и сокращаются в первую очередь. Все это ведет к кадровому коллапсу сферы образования для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), увеличения сектора теневых услуг на частном рынке».

Но проблема не только в подушевом финансировании, а еще в том, что средства теперь выделяются только на образование, коррекция не оплачивается.

«Согласно Постановлению Правительства Москвы № 789-ПП от 14 сентября 2010 года в действующей редакции с 1 сентября 2014 года, норматив финансирования выделяется на обеспечение государственной услуги по предоставлению начального общего, основного общего и среднего общего образования. Необходимые согласно «Закону об Образовании» для создания специальных условий для образования детей с инвалидностью и ОВЗ коррекционные, реабилитационные и абилитационные услуги больше не оплачиваются».

Есть и нововведения. Например, дети-инвалиды, несмотря на сложность их образования в том же режиме, как и здоровых детей, более не могут обучаться после 18 лет.

«В этом учебном году прекращено финансирование услуг по получению общего среднего образования для инвалидов старше 18 лет. Этот вопрос вызывает особенную тревогу. Дети-инвалиды, в большинстве случаев, поступают в школу позже обычных, в 8 и даже 9 лет, и это связано с объективными причинами, с тяжестью ограничений жизнедеятельности, более поздним психофизическим созреванием».

То есть Московская городская ассоциация родителей детей-инвалидов просто вопиет. Но, несмотря на эмоции, все же выдвигает предложения по улучшению ситуации. Предложения сводятся к приостановлению перехода на новый закон об образовании для коррекционных учреждений, анализу последствий перехода и возврат к прежнему сметно-бюджетному принципу финансирования. Они также хотели бы организовать в Москве центры по ресурсной поддержке инклюзии. Мне не очень понятно, что это означает. Думаю, что авторы думают о нормальной инклюзии, когда детей с разными диагнозами и здоровых действительно можно обучать совместно, а не тот вариант, который пытаются применить в г. Электростали (см. статью).

А что же происходит в области? 

А в области ходят слухи о закрытии Волоколамской школы-интерната. И несмотря на то, что слухи опровергнуты, и в 2014-2015 году интернат все-таки не закроют, волнение по этому поводу осталось, так как нет дыма без огня. 

Да еще есть на первый взгляд положительная новость.

«В деревне Райсеменовское Серпуховского района открылась коррекционная школа-интернат. Здесь будут учиться дети с ограниченными возможностями здоровья из малообеспеченных и многодетных семей, детей из приемных семей и оставшихся без попечения родителей. Школа-интернат построена на средства частного благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

Новость была бы полностью положительной, если бы не последнее предложение. Сообщается также, что школа-интернат не только построена на частные средства, но еще и «Фонд является единственным учредителем школы и будет в дальнейшем осуществлять её основное финансирование».

У меня тут, как говорится, вопрос. А как будет контролироваться подобного рода частное заведение? Возможно, что вопрос некорректен, мне просто неизвестны тонкости законодательства о частных школах. 

Фонд «Абсолют-Помощь» был учрежден в 2002 году по инициативе Инвестиционной Группы «Абсолют», как они сами о себе сообщают на официальном сайте. Инвестиционная группа «Абсолют» - это крупный инвестиционный бизнес в нашей стране (с 1991 года), связанный с международной банковской системой. Сама по себе эта информация ни о чем не говорит. Почему вдруг крупному бизнесу не заняться благотворительностью? Да, собственно, никаких причин для беспокойства. Все же люди, детей всем жалко. Но вот если дочитать новость до конца, то можно легко догадаться, зачем строили эту коррекционную школу-интернат.

«Кроме школы-интерната в деревне Райсеменовское будет открыт семейный городок – так называемая социальная деревня «Моя большая семья». Здесь будут жить порядка 160 детей со своими приемными родителями. Обучаться дети будут в Райсеменовской общеобразовательной школе или в открытой школе-интернате в зависимости от медицинских показаний».

То есть деревня Райсеменовское специально «затачивается» под проект SOS-деревень, которыми планируется заместить закрытые детские дома. «Приемные родители», о которых говорится в цитате, – это люди, оформившие патронат, то есть воспитание за деньги, и к родительству не имеющее никакого отношения, так как ответственность за детей все равно лежит на соцслужбе. И все это поддерживается фондом, который финансирует крупный инвестиционный бизнес, а власти Подмосковья только обозначают свое присутствие. 

Теперь мне очевидна не только связь между развитием инклюзии и закрытием коррекционных учреждений, но еще и связь с развитием патронатного воспитания и заинтересованность в продвижении такого рода проектов у крупного бизнеса.

Анастасия Большакова. РВС.