Обучение или развлечение?

12 ноября на сайте для раскрытия информации о подготовке ведомственных приказов  опубликован проект приказа Минобрнауки «Об утверждении Перечня показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций». Обсуждение будет идти до 27 ноября. Ознакомление  с текстом приказа  удручает. Критериев всего три: степень информационной открытости организации, степень комфортности условий и степень удовлетворенности получателей услуг. Каждый критерий представлен несколькими показателями, но сути это не меняет: ничего, касающегося объективной оценки качества полученного образования, нет - ни оценки уровня усвоения учащимися программного материала (образовательного стандарта), ни оценки динамики этого уровня в течение учебного года.

При этом показатель удовлетворенности услугами никак нельзя расценивать как показатель качества полученного образования. Ведь удовлетворенность зависит от того, выполняются ли желания человека. А в современных условиях желаниями человека легко управлять. Так что этот показатель во многом будет зависеть не от качества образования, полученного детьми, и не от профессионализма учителей, а от политики школы в отношении родителей.

Такое развитие событий является следствием осуществляемых в области образования реформ, призванных перевести систему образования со знаниево-ориентированного подхода на личностно-ориентированный. Например, заведующая лабораторией дидактики в Институте стратегии и теории образования Осмоловская И.М. в учебном пособии «Дидактика» при характеристике этого подхода сразу после красивых слов о том, что «в личностно-ориентированном обучении не ученик существует для системы обучения, а система обучения для ученика», пишет «И обсуждать педагогический коллектив будет прежде всего продвижение, развитие ученика, психологическую комфортность обучения в школе, удовлетворенность ученика процессом обучения, а не степень усвоения учебного материала, успешность прохождения учебной программы». В соответствии именно с этими установками систему образования планомерно форматируют, в том числе подгоняя в заданные рамки инструмент оценки  качества деятельности школ.

Еще одна причина исключения из оценки деятельности образовательных организаций оценки качества полученного образования - внедрение в школы инклюзивного образования в виде совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. РВС уже писало об особенностях инклюзивного образования  и о том, что на самом деле инклюзия в виде совместного обучения приносит вред как детям-инвалидам, так и обычным детям, лишая и первых, и вторых возможности получить образование, максимально раскрывающее их способности (т.е. инклюзия понижает качество полученного образования). Впрочем, если образовательную организацию рассматривать не как место, где получают образование, а как бесплатную  камеру хранения ребенка в дневное время (пока родители работают), то инклюзия, конечно же, будет наиболее эффективным способом решения вопроса. И в этом случае данный перечень показателей для оценки качества деятельности организации будет исполнять свою функцию, а наличие в школе детей с ограниченными возможностями здоровья не ухудшит показатели школы.

Прошло то время, когда учитель вызывал родителей для того, чтобы указать на проблемы ребенка в обучении, рассчитывая на родительскую помощь.  Как мы видим из подготовленного перечня показателей оценки качества деятельности, школа уже не заинтересована в усвоении учеником учебного материала. Она заинтересована в удовлетворении родителей и учеников. Какое-то время по инерции учителя будут еще пытаться давать знания всем, а не только тем детям, которые выразят желание. Но это никак поощряться не будет или даже будет пресекаться – ведь вызванное такими попытками напряжение ученика, побуждение его к обучению может отрицательно сказаться на степени «удовлетворенности» качеством предоставляемых образовательных «услуг». В результате учителя из  людей, несущих знания, окончательно превратятся в людей, присматривающих за детьми. А школы вместо храма, в котором осуществлялось приобщение детей к богатствам, накопленным человечеством за века существования, станут  местом тусовки детей, т.е. всего лишь бесплатным учреждением для развлечения.

Не сомневаемся, что многие родители не готовы мириться с таким положением дел. В этих условиях спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Помимо информирования общества о пагубности для развития личностно-ориентированного подхода в образовании, необходимо взять под контроль деятельность образовательных организаций в части усвоения детьми учебного материала. Правом родителей влиять на оценку качества деятельности школы и тем самым - на улучшение качества образования своего ребенка можно и нужно пользоваться. Обращаемся к родителям с призывом не уклоняться от объективного оценивания успехов своих детей в школе и подходить к этому вопросу очень серьезно: не ограничиваться просмотром оценок ребенка, а беседовать с учителями для выяснения действительного состояния дел и необходимости корректировки процесса обучения, если он не справляется с освоением программы. Ведь качественное образование детей  - залог будущих успехов как самих детей, так и страны в целом.

Ольга Горянина, РВС.