Обучение отчуждению

Сегодня мне попалась статья "Школа без компьютеров", где автор рассказывает, что многие дети американской элиты (работников кремниевой долины) учатся в школе без использования компьютеров.

"И это в то время, когда по всему миру школы торопятся оснастить свои классы компьютерами, а многие политики заявляют, что не делать этого — просто глупо. Интересно, что противоположная точка зрения получила широкое распространение в самом эпицентре высокотехнологичной экономики, где некоторые родители и педагоги дают понять: школа и компьютеры несовместимы." 

Охотно верю автору. Западная система обучения разделена на "два коридора". Один "коридор" - для элиты, другой  - для быдла всех остальных. Неудивительно, что именно элитные детки обучаются по самым "современным" технологиям. Знания и умения могут передаваться только от человека к человеку. Все мы хорошо помним, как у нас складывались отношения к разным предметам в школе в зависимости от того, как мы относились к учителю. Бездушная машина не может передать всю многогранность знаний и самое главное, не может воспитать.

"Когда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, родители, считающие, что компьютеры не нужны, удивляются: зачем спешить, если все это так легко освоить? «Это супер легко. Это примерно так же, как научиться чистить зубы, — говорит мистер Игл, сотрудник Кремниевой долины. — В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько тупо простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой ребенок не сможет освоить их, когда станет старше»." 

Нельзя не согласиться.

Я мечтаю, чтобы дети (да и взрослые) проводили как можно больше времени в реальности. Чтобы они щупали, нюхали, смотрели, прыгали, смекали. И учились делать все по-настоящему. Не в электронной игре учились сажать и убирать огород, а на даче у бабушки. Или вообще где-нибудь. Хоть во дворе дерево посадили.

Конечно, для этого требуется активное участие взрослых и прежде всего самих родителей. Гораздо проще включить ребенку бесконечные мультики и он не будет мешать варить обед, мыть полы или просто читать интересную книжку. Сложнее все это делать вместе с ним. И учителю в школе проще запустить программу или обучающий фильм.

Обучение детей за компьютером чему-то, кроме работы на самом компьютере, углубляет проблему отчуждения в нашем обществе. Эта проблема довлеет над всеми нами. Старики любят вспоминать, как они жили "дворами", а мы даже не знаем, как зовут наших соседей по площадке.

Эрих Фромм писал в своей книге: "Здоровое общество":
"Отчуждение, каким мы видим его в современном обществе, носит почти всеобщий характер; оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним и к самому себе. Человек создал мир рукотворных вещей, какого никогда не существовало прежде. Он разработал сложное общественное устройство, чтобы управлять созданным им техническим механизмом. Однако все созданное им возвышается и главенствует над ним. Он чувствует себя не творцом и высшей руководящей инстанцией, а слугой Голема, сделанного его руками. Чем могущественнее и грандиознее высвобождаемые им силы, тем более бессильным он чувствует себя как человеческое существо. Он противостоит себе и своим собственным силам, воплощенным в созданных им вещах и отчужденным от него. Он больше не принадлежит себе, а находится во власти собственного творения. Он соорудил золотого тельца и говорит: «Вот ваши боги, которые вывели вас из Египта»." 

Школа призвана обучать и воспитывать человека-творца, а не потребителя. Потребитель - это тот же пользователь компьютера, если он более ничего не умеет. Учиться пользоваться совсем несложно и скучно. Учиться творить - сложно и захватывающе. Хорошо было бы и российскому образованию прислушаться к мнению работников Кремниевой долины и начать создавать школы без компьютеров. Выгод будет столько, что не перечесть, - и детям интересно и полезно, и затрат на дорогостоящее оборудование меньше.

Анастасия Большакова. РВС.