Поправки в закон о соцобслуживании

Благодаря действию родительской общественности осуществлен  определенный поворот государственной машины в сторону защиты семьи. Так, представленная в 2013 году Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года выгодно отличалась от предыдущих документов (в частности, от Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы) -  по постановке во главу угла защиты традиционных для нашего общества норм и ценностей. Однако и в Концепции закреплялся заведомо обвинительный подход к родителям (взятый из базового принципа Стратегии), согласно которому главной угрозой российским детям является семейное насилие.  Данный подход служит обоснованием для  тотального контроля над семьей и стороннего вмешательства в семью по произвольным поводам. В соответствии с этим подходом создается правовая база для такого контроля и вмешательства. 1 января 2015 года вступит в силу закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации». Закон вводит неконституционные нормы, позволяющие контролировать частную жизнь граждан и навязывать им социальные услуги. Вкупе с презумпцией «виновности» родителей это отличный ювенальный механизм, позволяющий вмешиваться в семью.

Аналитический отдел Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) разработал поправки в закон, которые приведут его в соответствие с Конституцией и защитят семью от произвольного вмешательства. Подготовлен проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений в ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», пояснительная записка  и сравнительная таблица к проекту. Публикуем краткий обзор предложений.

1. Исключить пункт, предусматривающий обследование условий жизнедеятельности граждан в качестве меры профилактики нуждаемости граждан в социальных услугах (пп. 1 п. 1 ст. 29). Данный пункт дает право чиновникам входить в жилище  граждан еще до того, как они будут признаны нуждающимися в социальных услугах - т.е. практически к любым гражданам. О какой профилактике может идти речь, если само  обследование не может предотвратить  ни преклонный возраст, ни инвалидность, ни болезнь, ни другие обстоятельства, требующие социальных услуг? Зато оно дает возможность для сбора информации о частной жизни граждан, что прямо запрещено частью 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации.

2. Исключить из перечисления обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, наличие внутрисемейного конфликта (пп.5 п.1 ст.15) . Сами по себе «конфликты» в семье, даже с асоциальными  лицами, не могут быть объектом внимания кого бы то ни было, кроме сторон конфликта.
3. Исключить пп.8 п.1 ст.15, который разрешает субъектам Федерации расширять список обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан (как подпункт,  бесконечно расширяющий рамки вмешательства в личное пространство гражданина).

4. Убрать из закона возможность навязывать гражданам социальные услуги. П. 1. ст. 22 гласит о том, что гражданам при необходимости оказывается социальное сопровождение - содействие в получении услуг.  При этом  нет никакого указания на волю граждан. Вопрос о необходимости будет решаться на уровне межведомственного взаимодействия, и это позволит оказывать сопровождение без согласия гражданина, т.е. навязывать услуги. По сути, эта норма – дополнительный способ установить контроль над семьёй. Предлагается поправка, вводящая такое сопровождение только по заявлению гражданина или его представителя, а также предусматривающая утверждение формы заявления и примерной формы договора о социальном сопровождении).

Внесение перечисленных изменений в закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предотвратит нарушение конституционных прав граждан и защитит семью от произвольного вмешательства чиновников. Сейчас, когда первое лицо государство признает опасность ювенальной юстиции, важно осуществлять конкретные действия по выявлению ювенальных механизмов с целью недопущения новых ювенальных законов и исправления уже принятых. В частности, требуется привлечь внимание власти  к необходимости изменения закона о соцобслуживании. Для этого можно использовать существующую систему  связи граждан с органами государственной власти и местного самоуправления - общественные палаты. Общественные палаты это инструмент для  обсуждения и формирования государственной политики с учетом интересов граждан, в данном случае - интересов семьи. Необходимо в каждом регионе организовать обсуждение предлагаемых поправок на уровне общественных палат с привлечением всех общественных сил, заинтересованных в сохранении семьи. Только сообща можно преодолеть трудности и обеспечить защиту того, что всем нам дорого.

Ольга Горянина, РВС.