Реализация ФГОС дошкольного образования. Закономерность или случайность?

Раньше в детский сад ребенка отдавали не только потому, что его не с кем было оставить дома, но и в целях постепенной подготовки к школе, смягчения перехода от вольной жизни к урочной системе обучения. Теперь подготовкой к школе, выработкой внимания, усидчивости, навыков восприятия в группе учебного материала, подаваемого взрослым,  придется заниматься самим родителям. Как они это будут делать в условиях отсутствия дома детского коллектива – совершенно непонятно.

После публикации статей о том,  как на практике реализовывается ФГОС дошкольного образования, появились комментарии, что опасения родителей и воспитателей надуманы, и что на самом деле ФГОС – за все хорошее, включая творческое развитие ребенка, и никак не предполагает устранения воспитателя из образовательного процесса. Обращаем внимание, что описанная практика занижения роли воспитателя до создателя развивающей среды,  исключения активного воздействия на ребенка в целях его развития и постепенной подготовки к школьной урочной системе – не случайна.

Такая трактовка ФГОС вовсе не является его извращением со стороны  чиновников, она полностью вытекает из принципов ФГОС и задач, для которых он разработан. Задача «формирования предпосылок учебной деятельности» ребенка, упоминаемая в Стандарте, сформулирована настолько обще, что легко включается в «развитие способностей и творческого потенциала». Ни в принципах, ни в задачах нет ничего, говорящего о воздействии на ребенка в целях его всестороннего развития, о воспитании качеств, необходимых при дальнейшем обучении на уроках в школе. Если воспитатель все-таки решит это делать, то он нарушит:

- принцип «активности ребенка в выборе»,
- принцип сохранения «самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду».
- принцип реализации образовательной программы «прежде всего в форме игры».

Именно в соответствии с этими принципами  образовательная программа, по ФГОС,  должна включать только «создание условий для развития ребенка» «на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками»  и «создание окружающей образовательной среды». Роль педагога как авторитета, играющего активную роль в обучении, Стандартом не предусмотрена.  Поэтому и в психолого-педагогических условиях, которые необходимо организовать, включено уважение взрослых к человеческому достоинству детей, но формирование у детей уважения к воспитателю нигде не упоминается.

В заключение хочется отметить, что ФГОС, заменяющий образование ребенка всего лишь созданием «образовательной среды», нарушает право ребенка на обучение, право на использование опыта взрослых людей. Только баланс между активной самостоятельной деятельностью ребенка и активным направляющим действием педагога может позволить воспитать всесторонне развитого человека.

 

Ольга Горянина, РВС.