Инклюзивное образование или как мифы разбиваются о реальность

На форуме Общероссийского народного фронта "Качество образования во имя страны" в Пензе 15 октября Владимир Владимирович Путин прокомментировал печальную тенденцию, которая появилась  в стране - это уничтожение коррекционного образования.
Как сообщают РИА Новости: «По словам президента России, в последнее время в России было закрыто 150 коррекционных школ.»

При этом Путин видит проблему не в фактах закрытия коррекционных  школ, а в том, что это закрытие может проходить без предварительной подготовки системы инклюзивного образования. Это такая специфическая забота о людях, смысл которой в следующем – возможность получить образование  дети-инвалиды потеряют не резко, а постепенно – через инклюзию.
«Безусловно, закрытие (коррекционных) школ, если это происходит, должно быть сопоставлено с возможностями инклюзивного образования. А этого, к сожалению, нет, и на это я прошу министерство образования и наших коллег, руководителей регионов Российской Федерации обратить самое пристальное внимание.» Глава государства также  добавил, что инклюзивное образование крайне важно для всех членов общества — «и для людей с ограниченными возможностями, и для детей, у которых нет проблем со здоровьем».

 С тем, что скрывается за понятием  инклюзивного образования,  вы можете ознакомиться в статьях: «Обоюдоострая инклюзия» и «Инклюзивное образование: благие намерения, ведущие… куда?».

Я же  попробую разобраться, почему для президента так важно внедрение инклюзивного образования,  и как это внедрение порождает печальную тенденцию по закрытию коррекционных школ.

Начну издалека. Вообще, путь развития России, который избрала и властная элита нашей страны, и наш президент – это полная европеизация России, то есть создание«экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока». И потому вся российская внутренняя политика пронизана тем, что вытесняются собственные передовые наработки из социальной, образовательной и прочих сфер, которые старательно заменяются на европейские модели, заведомо и бездоказательно признаваемые передовыми и олицетворяющими столбовую дорогу цивилизации.  Тут мы можем вспомнить и разрушение нашего образования через ЕГЭ, и так настырно внедряемую ювенальную юстицию, которая разрушает институт семьи, сюда же входит и внедрение инклюзивного образования как повод  разрушения нашей уникальной системы коррекционного образования.

Мы уже видим, что и сама Европа, чей опыт так старательно перенимается, страдает от своих же разрушительных систем. Европа, претендовавшая на центр мировой цивилизации, стала местом, где уже сложно дать полноценное образование всем слоям населения, где ювенальная юстиция уже изъяла целое поколение детей, что вовсе обессмысливает процесс создания семей, и где инклюзивное образование стало не благом, а угрозой  развитию детей инвалидов.
Германская газета «Русская Германия» пишет«Вскоре в Берлине не останется специализированных школ: конвенция ООН о правах инвалидов, к которой Германия присоединилась с 1 января 2009 года, подразумевает, что дети-инвалиды должны обучаться вместе со здоровыми ровесниками… В отечественном варианте такую возможность детям и их родителям конвенция предлагает фактически насильно: ее ратификация означает, что рано или поздно закроются спецшколы для детей-инвалидов — Förderschulen… Берлинское школьное руководство, как и родители многих учеников спецшкол, выступают против подобных перемен, но тщетно: большинство специальных учебных заведений закроют свои двери к 2014 году, а первые исчезают уже сейчас: жертвами реформ с текущего учебного года стали школа имени Мартина Лютера Кинга в р-не Reinickendorf и Kielhorn-Schule в р-не Neukölln.
Планы закрытия спецшкол вызывают родительские протесты, — продолжает газета. — Для многих семей это станет настоящей катастрофой… Зачастую родители детей-инвалидов, о чьих правах ООН, а за ней Германия вроде бы позаботились, опасаются, что обычную школу их ребенок просто не сможет закончить, и получение аттестата для многих останется недостижимой мечтой».


Эти сообщения из Берлина 2011 года очень напоминают те, что сегодня приходят из Москвы. «Система коррекционного и специального образования, которая создавалась долгие годы, практически уничтожена. Последние из этих учреждений погибнут еще до наступления нового года. При этом заявленные благие пожелания по постепенному переходу к инклюзивному образованию совершенно не подкрепляются реальными действиями и финансированием» –  пишет в своём обращении правительству РФ от 17 сентября 2014 года  ассоциация родителей детей-инвалидов. Подробнее об этом написано в статье: «"Коррекция" коррекционного образования».

Получается, что инклюзивное образование – это приятный миф о равноправии и толерантности, который способен заменить нетолерантную систему коррекционного образования и при этом дать полноценное развитие ребёнку-инвалиду. Россия же обязана этот миф воплотить в жизнь для того чтобы стать «цивилизованной» европейской страной. А в реальности воплощение этого мифа приводит к тому, что при полном  разрушении коррекционной системы, получение необходимого образования для ребёнка инвалида превращается в недостижимую мечту.

Сейчас мы видим, как закрываются коррекционные школы по причине недофинансирования, но уже понятно, что ни отказ от коррекционной системы, ни внедрение инклюзивного образования не решают проблему недофинансирования образования детей инвалидов. Недопустимо экономить на детях.
И  тот факт, что Путин укоряет министерство образования и глав регионов РФ за то, что они быстрее закрывают коррекционные школы, чем внедряют инклюзивное образование, нам показывает, что и на инклюзивное образование денег также нет. Получается, что внедрение инклюзивного образования – это как минимум бегство от решения проблемы. И всё это потому, что наше государство отказывается решать социальные вопросы и перекладывает это бремя на плечи народа. Кроме того, разрушение системы коррекционного образования приводит к безвозвратной потере уникальных специалистов.

Доколе Россию будут волочить на разрушительный для нас «столбовой путь европейского развития», ломая в нашей стране всё то, что заставляло восхищаться весь мир. Не пора ли нам одуматься, оглянутся назад, оценить достижения наших отцов и дедов? Не пора ли нам вернуться на свой собственный путь развития, и пусть он совсем не такой толерантный, как того требует весь «цивилизованный мир», зато он давал реальную возможность каждому человеку, в том числе и инвалиду,   развить все свои способности?

 

Ольга Скопина, РВС.