Обнадёживающе-пугающая новость в области образования

Агентство Rambler сообщает:

"Президент России Владимир Путин поручил вице-премьеру Ольге Голодец проработать вопрос о создании госкорпорации по развитию образования."

Звучит пугающе-обнадёживающе. Иначе не скажешь. (Фото: Александр Петросян / «Коммерсантъ»)

 

Лента.ру:

"Соответствующее предложение в конце мая президенту направил руководитель издательства «Просвещение» Владимир Узун. Инициатива Узуна предполагает, что новая госкорпорация станет монополистом в области организации обучения. В частности, она будет курировать проектирование школ, пошив формы для учащихся, а также издание учебников. Узун считает, что появление новой госструктуры «даст импульс развитию отечественного производства» и «обеспечит экономию расходов федерального бюджета на образование в размере 10-12 процентов за счет повышения управляемости финансовых ресурсов»."

 

Сразу столько вопросов возникает!

Во-первых, как же, например, известный принцип невмешательства в экономику? Как же свободная конкуренция? Думаю, что либеральная пресса по этой причине и выносит пугающий заголовок в название статьи: Лента.ру: "Путин поручил подумать о создании монополиста на рынке школьных товаров". Безусловно, им бы всем наверняка хотелось возглавить такую компанию... Но всем то не получится, и потому нужны пугалки.

 

Во-вторых, выходит, что речь всё же идёт не о развитии образования, а о развитии производства.

 

В-третьих, не так страшен монополист в сфере производства, как монополист в сфере идеологической. То, что такую финансовую трубу хотели бы оседлать многие – это понятно и даже не интересно для обсуждения. А вот что именно будет распространять этот монополист? Из того короткого списка задач, которые он должен на себя взять: "курировать проектирование школ, пошив формы для учащихся, а также издание учебников", – наиболее интересное для нас – учебники.

 

Всё остальное это мелочи. Пусть важные, но мелочи. Главное – кто формирует сознание детей.

 

А вот в области содержания учебников единства нет. И монополизация здесь может пойти как на пользу, так и во вред. Например, могут начать массовую десоветизацию сознания школьников, используя монополию на учебники, в условиях поддержки большинством населения советского периода истории. Что будет? Взрыв. Вот и думаешь – радоваться или тревожиться?

 

Николай Пак, РВС