Эксперт: переобучение педагогов-психологов поможет работе с подростками

МОСКВА, 30 ноя – РИА Новости. Внедрение профессионального стандарта педагога-психолога, а также разработки в области реорганизации психологических служб, созданные в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ), позволили бы снизить риски возникновения ситуаций, подобной произошедшей в Псковской области, считает руководитель Центра экстренной психологической помощи МГППУ Олеся Вихристюк.

В понедельник, 28 ноября, вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что правительство РФ намерено реорганизовать и усилить всю службу психологов, прежде всего школьных, после гибели подростков в Псковской области. Она пояснила, что сегодня психологи в школах ориентированы на детей, которые живут в заведомо неблагополучных семьях, а скрытое неблагополучие, дефицит времени у родителей зачастую приводят к серьезным последствиям.

Существенно минимизировать риски возникновения ситуаций, подобных произошедшей в Псковской области, могли бы эффективные программы профилактики, выявление групп риска и лиц риска, адресная работа с ними высокопрофессиональных психологических служб, считает Олеся Вихристюк.

«Несколько лет назад в МГППУ началась работа по разработке профессионального стандарта педагога-психолога, сейчас этот стандарт проходит апробацию. Эта работа должна привести к выработке четкого и прозрачного набора компетенций, который позволил бы педагогам-психологам в образовательных организациях заниматься, в том числе, и эффективной профилактикой рисков подросткового возраста», — рассказала Олеся Валентиновна РИА Новости.

Кроме того, в 2014 году МГППУ, по распоряжению мэра Москвы и столичного департамента образования, провел комплексную оценку педагогов-психологов, работающих во всех образовательных учреждениях города. Такая оценка позволила экспертам разработать комплексную программу повышения квалификации для педагогов-психологов. Программа была внедрена, обучение по ней прошли более двух тысяч педагогов-психологов, работающих в образовательных организациях Москвы.

Помимо этого, МГППУ имеет успешный опыт реорганизации психологических служб в Москве, инициированной Ольгой Голодец в 2011-2012 годах, когда она работала вице-мэром правительства Москвы. «Конечно, одним повышением квалификации не удастся полностью решить такие задачи, как профилактика суицидальных рисков или социально-психологическая адаптация. Но это наиболее доступный и простой инструмент для того, чтобы эту работу начать. И мы надеемся, что при проведении предстоящей реорганизации психологических служб наш опыт будет учтен», — отметила Олеся Вихристюк.

_______

КОММЕНТАРИЙ РВС

Итак, государство стролкнулось с очень серьезной проблемой детского суицида и пытается выработать систему, предотвращающую подобные случаи. Для этого планируется реорганизовать и усилить службу психологов, а также разработать профессиональный стандарт педагога-психолога. Педагог-психолог, таким образом, получит набор каких-то компетенций, которые позволят ему заниматься профилактикой рисков подросткового возраста. Однако, какие именно это будут компетенции, в сообщении не говорится.

Центр экстренной психологической помощи МГППУ, руководителем которого является Олеся Вихристюк, рассказавшая о новом стандарте педагога-психолога, принимает звонки с номера Всероссийского детского телефона доверия. Напомним, что эта детская телефонная линия организована НКО «Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Идея создания детской телефонной линии не вызывает у родителей доверия. Они считают, что их дети не готовы обсуждать свои проблемы с психологами. Этот факт еще в 2013 году признала и сама руководитель фонда Марина Гордеева: «Непонятно откуда взялись эти клише. Скорее такая родительская позиция косвенно свидетельствует о нездоровой ситуации в семье и об опасениях родителей, что какие-то внутрисемейные проблемы могут выйти наружу».

Ольга Голодец, в свою очередь, заявила, что школьный психолог, помимо работы с неблагополучными семьями, должен выявлять семьи со «скрытым неблагополучием» и «дефицитом времени у родителей». Если дефицит времени, дефицит общения и другие виды «скрытого неблагополучия» наравне с материальным неблагополучием станут причинами для изъятия детей, пострадают многие российские семьи. Ведь механизм межведомственного взаимодействия позволяет органам опеки изымать детей не только из дома, но и прямо из школы, детского сада или больницы.

Напомним, что в связи с трагедией в Пскове, недавно прозвучала еще одна инициатива ввести закон о предоставлении психологической помощи детям без согласия родителей.