ФИПИ опубликовал образцы и описания ВПР для 11 классов

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал образцы и описания Всероссийских проверочных работ (ВПР) для 11 классов по биологии, географии, истории, химии и физике, сообщает 8 декабря Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Ведомство отмечает, что содержание и уровень заданий ВПР учитывают, что выполнять их будут выпускники, которые не планируют сдавать Единый государственный экзамен по данному предмету.

«Поэтому в ВПР будут включены для проверки наиболее значимые и важные для общеобразовательной подготовки выпускников элементы по каждому учебному предмету, в том числе необходимые каждому гражданину знания по истории России, представления о здоровом и безопасном образе жизни, представления о природных процессах и явлениях», — говорится в сообщении.

Приоритет отдан заданиям со свободным ответом в виде числа, слова, нескольких слов, заданиям с развернутым ответом, в которых необходимо написать связный текст из нескольких предложений. Кроме того, используются контекстные задания, с частью необходимой для ответа информации, которая приводится в самом тексте задания.

При выполнении ВПР разрешено использовать справочные материалы.

ВПР в 2017 году будут проведены для выпускников 11 классов в режиме апробации. Они пройдут с 25 апреля по 18 мая 2017 года.

Всероссийские проверочные работы – это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования ФГОС. Они не являются аналогом государственной итоговой аттестации, а проводятся на региональном или школьном уровне.

Результаты ВПР могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов ив целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях. Работы выполняются по заданиям, разработанным на федеральном уровне, и проверяются по единым критериям.

___________

КОММЕНТАРИЙ РВС

К сожалению, ВПР, о которых идет речь, не предполагается использовать как аналог итоговой аттестации, а значит, они не смогут мотивировать школьников на изучение предметов, которые не являются обязательными для поступления в выбранный вуз, то есть не будут влиять на расширение кругозора и общего представления о мире у выпускников. Они смогут стать только средством сравнения показателей такого кругозора выпускников в разных школах и повлияют на выводы об успешности методик преподавания.

Напомним, что в советское время общий уровень образования был важен для поступления в высшее учебное заведение – при приеме в вуз учитывались не только результаты вступительных экзаменов, но и средний балл аттестата. И это мотивировало школьников к изучению предметов, которые не являлись необходимым для поступления в выбранный вуз, повышая общий культурный уровень выпускников.

В связи с отменой выпускных экзаменов и введением ЕГЭ учителя, школы и сами ученики оказались не заинтересованы в получении знаний сверх того, что необходимо для дальнейшего продолжения обучения. Ученики ставили целью освоить только нужные для поступления в выбранный вуз предметы. Такое ограничение неизбежно способствует появлению узких специалистов, которым сложно ориентироваться не только в окружающем мире, но и в смежных со своей специальностью областях. Понятно, что такое ограничение выгодно для находящейся у власти элиты, однако оно ставит под удар суверенитет страны.

Современные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в которых отсутствует содержание учебных предметов, способствуют такому упрощенному образованию молодых людей, так как позволяют не обращать внимания на качество усвоения детьми образовательной программы в области предметного содержания – то есть в области конкретных знаний. В содержание предметов, прописанное сейчас во ФГОС, можно втиснуть абсолютно любое содержание, все отдано на откуп авторам образовательных программ.

Сотрудники ФИПИ уже отмечали необходимость внесения содержания во ФГОС, и министр образования Ольга Васильева эту инициативу поддержала. Однако внесение содержания без итоговой аттестации выпускников по всем предметам не скажется на мотивации школьников к разностороннему образованию. Оно сможет сделать обязательным проведение уроков по прописанным во ФГОС темам, однако не будет влиять на стремление школьников осваивать эти темы.