Идет подготовка общественного мониторинга за состоянием детских домов

2-я онлайн-встреча региональных общественных палат на тему «Рекомендации и разъяснения по проведению общественного мониторинга соответствия организаций для детей-сирот требованиям постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прошла в Общественной палате РФ 25 августа, сообщается на сайте ОП РФ.

На онлайн-встрече специалисты говорили о необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку и создании в детских учреждениях условий, приближенных к семейным. Отмечалась работа с кровными и замещающими семьями, уделялось внимание требованию организации быта внутри детской группы и вынесения за пределы детских домов  школ, поликлиник и досуговых центров.

Инициатор мониторинга член ОП РФ Юлия Зимова проинформировала слушателей: «Сейчас на сайте Общественной палаты есть раздел мониторинга. Именно там можно найти нормативно-правовые документы, в которых указаны учреждения, попавшие под 481 постановление. По окончании проверки необходимо присылать заключение с подробным описанием. И ни в коем случае нельзя выставлять в социальные сети информацию после проверки. Доступ к личным делам детей без присутствия на проверке представителей органов опеки и психолога — невозможен».

Напомним, что в соответствии с ныне действующим законом №212-ФЗ от 21 июля 2014г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» субъекты общественного контроля не имеют права запрашивать сведения о персональных данных (ст.10, п.3). При этом в сообщении на сайте Общественной палаты, тем не менее, упоминается о возможности доступа контролирующих общественников к личным делам воспитанников детских домов, пусть и в присутствии представителей опеки и психологов.

Отметим, что инициировавшая общественный мониторинг Юлия Зимова поддерживает проведение в нашей стране ювенальной политики. В 2015 году Юлия Зимова предлагала  ввести материальное поощрение для сотрудников опеки, зависящее от количества выявленных и устроенных в семьи детей. При отсутствии наказания за необоснованное изъятие детей такое вознаграждение способно спровоцировать, в погоне за деньгами, оценку вполне благополучных семей как неблагополучных и изъятие из них детей, так как таких детей гораздо проще устроить в патронатные семьи. Кроме того, Зимова является сторонником распространения специализированных ящиков для выкидывания новорожденных детей – так называемых бэби-боксов, которые из-за их анонимности способствуют разрушению семей и сокрытию преступлений, связанных с торговлей и убийством детей.

В 2012 году была предпринята попытка ввести ювенальные нормы в российское законодательство через деятельность субъектов общественного контроля. Соответствующие законопроекты («Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот...» и «О соцпатронате…») содержали в концентрированном виде ювенальные технологии.  Законопроект «Об общественном контроле...» наделял членов общественной комиссии, находящейся на внебюджетном финансировании, правом на получение и копирование персональных данных детей и участие в их дальнейшем устройстве – то есть прописывал запрещенное российским законодательством платное посредничество в усыновлении детей. Законопроект «О соцпатронате…» вводил понятие «нормальное воспитание и развитие». В случае несоответствия этому весьма расплывчатому определению органы опеки могут навязывать семье социальный патронат, то есть в период до 2х лет диктовать каким образом родители должны воспитывать и содержать своих детей. Тогда законопроекты удалось остановить, собрав против них около 260 тысяч «живых» подписей – люди подписывались, указывая год рождения и адрес регистрации. Один из авторов этих законопроектов, Борис Альтшулер, называет деятельность Юлии Зимовой «реанимацией» общественного контроля «в рамках уже нового закона, который, правда, не так конкретен, как наш».