Основы православной культуры в школе. Быть или не быть?

МОСКВА, 29 ноября — РИА Новости. Минобрнауки заверяет, что предмет, посвященный изучению православной культуры, не будет вводиться в школьную программу на обязательной основе, а его введение как факультатива не является инициативой министерства.

Ранее газета «Коммерсантъ» написала, что в российских школах может появиться предмет «православная культура», рассчитанный на все время обучения детей — с первого по одиннадцатый классы.

«Программа предназначена не для обязательной части учебной программы, а для факультативных или дополнительных занятий, которые школа может вводить по запросу родителей и обучающихся. К оценке курса министерство сможет приступить только в случае положительного заключения ФУМО (Федерального учебно-методического объединения)», — говорится в сообщении Минобрнауки.

«Отдельная программа «Православной культуры», рассматриваемая в настоящее время федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, вносилась не министерством и не является инициативой министерства», — подчеркнули в Минобрнауки. Там пояснили, что первоначально программа поступила на рассмотрение в Российскую академию образования от РПЦ  летом 2016 года, была рассмотрена федеральным учебно-методическим объединением и отправлена на доработку. Авторами программы являются Игорь Метлик и Герман Демидов.

В министерстве напомнили, что сейчас в обязательной учебной программе модуль «Основы православной культуры» присутствует как один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», предназначенного для учащихся четвертых классов. В состав курса входят шесть модулей: основы светской этики, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур.

«Учащиеся и их родители в начале учебного года самостоятельно выбирают любой из модулей для изучения, и министерство не будет отходить от предоставления самостоятельного выбора», — сообщили в Минобрнауки, добавив, что с 2015 года ведомство проводит масштабное исследование качества преподавания данного курса в школах России в том виде, в котором оно реализуется сегодня – в рамках программы четвертого класса. Анализируется учебная литература курса, его эффективность в образовательном аспекте, качество подготовки учителей.

_____________________

КОММЕНТАРИЙ РВС

Действительно, предмета «Православная культура»  в школах сейчас нет. Однако есть «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ) – это обязательный предмет, включенный в школьную программу относительно недавно. Цель этого нововведения – ознакомить учеников с духовными традициями, научить понимать и уважать обычаи разных народов. Теоретически это вполне оправданно, учитывая , что мы живем в многонациональной стране.

На практике же получается следующее.

Четвероклассники занимаются сравнительным религиоведением, пусть и в крайне упрощенном виде. Религиоведение – сложный предмет, серьезное и глубокое понимание которого требует наличия какого-то жизненного опыта. Откуда этот опыт возьмется у 10-летнего ребенка?

Учебная программа и собственно учебники ОРКиСЭ, мягко говоря, не помощники в работе. Они просто-напросто не вызывают у детей интереса.

Кроме того, ОРКиСЭ – предмет безоценочный, а значит, любой ученик, даже самый дисциплинированный, серьезно относиться к нему не будет. Это, в свою очередь, означает лишнюю нагрузку на учителя – нужно дополнительно заинтересовывать учеников. Кроме того, на уроке, который дети всерьез не воспринимают, даже при всем старании учителя дети разбалтываются и страдает следующий по расписанию урок, который они полноценно уже не отрабатывают.

Конечно, все зависит от таланта педагога, однако, не будет ли более разумным сделать ОРКиСЭ необязательным предметом? А освободившийся учебный час использовать для занятий математикой, историей, чтением, родным языком?