Обязательный просмотр школьниками советских фильмов: лекарство от потери исторической памяти?

10 октября 2014 года на сайте Общественной палаты РФ появилось сообщение о том, что «Первый заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб предлагает включить в школьную программу обязательный просмотр лучших советских и российских фильмов. Член ОП предлагает проводить соответствующие уроки.

«У нас все равно в 9-10 утра в кинотеатрах нет народа. Можно просто посоветоваться с Минкультуры, собственниками кинотеатров и открыть бесплатный доступ для школ в это время. Пусть ребята посмотрят классику, а то у нас даже взрослые не все смотрели фильмы „Офицеры“, „Они сражались за родину“, „Война и мир“, не знают комедий, не идентифицируют крылатые фразы. О каком патриотизме может идти речь, если даже „Бриллиантовой руки“ не видели и не знают, кто такой Анатолий Папанов, например?», — отмечает эксперт».

 

На волне разрушения реформирования нашего образования, библиотек, здравоохранения данная инициатива, скажем прямо, выбивается из стройного ряда креативных предложений наших чиновников.

Владислав Гриб предлагает фактически действительно возобновить патриотическое воспитание наших детей. Дать нашим детям возможность приобщиться к своей родной культуре, почувствовать гордость за славное прошлое нашей страны, вспомнить подвиги и свершения советского солдата, Народа-труженика, который, не покладая рук, ежечасно возводил монументальное здание своей Родины.

В 90-х годах с началом перестройки все советское было очернено, и вместо живых, настоящих, наполненных смыслом героев пришли им на смену гламурно-глянцевые, фантастические, бессмысленные персонажи-пустышки западного мира.

Уже сейчас мы пожинаем плоды одиснеевания (от слова Дисней - прим. авт.) и осмешаривания (от слова Смешарики - прим. авт.) наших детей.

Исследование детских рисунков, проведенное активистами РВС и движением «Суть времени» в 2012 году, показало, что наши дети в большинстве своем через западные мультфильмы впитали иноземную культуру и теперь хотят походить на заморских суперменов, человека-паука, фей Винкс, Губку Боба. И только единицы мечтают быть похожими на отечественных героев.

Среди 2,5 тысяч рисунков «Героя, на которого я хочу быть похож» российских детей 5–13 лет, постоянно проживающих в России, по одному рисунку досталось на наших отечественных героев - Алексея Маресьева, Николая Гастелло, Александра Невского, Зины Портновой, Петр Первого, Иосифа Сталина, Гули Королевой, Дмитрия Донского. Еще есть две Валентины Терешковых и аж 27 (!) раз нарисован Юрий Гагарин. 22 раза нарисованы родственники детей – прадедушки уже и прабабушки – герои Великой Отечественной войны. Есть некоторое (не очень значительное) количество пап-спасателей, пап-военных и «мама мой герой – она меня родила». Этим отечественный список героев исчерпывается.

«Каждый, кто хоть когда-нибудь имел дело со статистикой, понимает, что всех этих, перечисленных выше, героев, включая Гагарина и обобщенного дедушку – солдата Великой Отечественной, в статистическом, социологическом смысле НЕТ. Их нет в сознании наших детей как героев потому, что приведенные цифры ниже всякой погрешности – это просто случайность» - делают вывод в своей статье «Размышляя над детскими рисунками: беспризорники в нашем доме» Юлия Крижанская и Андрей Сверчков. «Наши дети растут в отрыве от нашей культурной традиции – но зато в тесном взаимодействии с чужими (и иногда прямо вражескими) культурами», - продолжают авторы.

Именно поэтому активисты РВС и движения "Суть времени" уже не первый год организуют киноклубы по всей стране, в которых осуществляют показ и обсуждение не только советских патриотических фильмов, но и зарубежную классику того времени. «По окончанию фильма дети активно принимали участие в обсуждении просмотренного, делились впечатлениями», повествуют инициаторы показов.

Фото со страницы киноклуба тверского отделения "Суть времени"

Так реализуема ли инициатива Владислава Гриба в общегосударственном масштабе? Давайте попробуем разобраться.

По словам одного из представителей кинобизнеса, не так-то просто выделить один сеанс под отечественное кино. Дело в том, что при покупке права на прокат фильмов кинотеатр заключает договор с дилерами. В данном договоре кроме всего прочего оговорен график сеансов. В случае непоказа одного сеанса дилерского фильма (замены его на отечественный фильм) кинотеатр рискует, как минимум, потерей этого дилера.

«А если при заключении договора с дилером сразу же оговаривать, что один сеанс в неделю будет выделен для отечественного кино?», - поинтересовались мы у директора кинотеатра.

«Дилеру не выгодно показывать отечественный фильм в промежутке между своими сеансами, т.к. родители могут предпочесть отечественное произведение зарубежному фильму. А это потеря прибыли. Ни дилер, ни я как представитель кинобизнеса не могу это позволить, но как мать я прекрасно понимаю, что лучше уж показывать детям свое, родное, чем всякие там малифисенты, - повествует собеседник. «Мы, конечно, можем предоставить время с 9 до 11 часов утра для показов, и только потому, что в это время у нас сеансов нет».

«Правильно ли мы понимаем, что у вас возникает некий когнитивный диссонанс? С одной стороны, Вы как представитель шоу-бизнеса вынуждены показывать зарубежные фильмы, которые явно наносят вред психике детей, но с другой стороны, как мать Вы понимаете, что показывать нужно совсем другие фильмы?», - уточняем у директора.

«Да, конечно, и я бы выбрала для ребенка отечественное кино. Но, выпускать в прокат зарубежный контент – моя работа. У меня тоже есть дети и мне нужно их кормить и одевать», - заключила со вздохом она.

Как оказалось, с 9 до 11 утра возможно организовать просмотр отечественного кино школьникам в рамках программы патриотического воспитания.

Но нас все же волнует другая, более широкая проблема. На сегодняшний день в России отсутствует производство детского кино, мультфильмов, основанное на наших отечественных семейных традициях. Да и откуда ему взяться, если в головах у наших законодателей царят идеи всеобщей толерантности и либерализма? Но эта не единственная причина краха детского кинематографа в России.

«Основная проблема в том, что фильмы не могут себя окупить и деньги, затраченные на их производство, не возвращаются. Поэтому в процессе кинопроизводства мы стараемся экономить и платить меньше актерам, режиссерам, всем другим специалистам, задействованным в съемочном процессе, потому что основная расходная часть – это гонорары творческой группе. С одной стороны, они справедливо за свою работу просят хорошее вознаграждение, с другой стороны, продюсеры не видят оснований эти деньги платить, потому что какого бы уровня ни была эта работа, это не дает им кассу. В этом противоречии существует все кинопроизводство», - пишет член правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, продюсер, генеральный директор и соучредитель компании «Art Pictures Studio» Дмитрий Рудовский.

То есть вся проблема упирается, как это нетрудно догадаться, в деньги. Рынок делает свое зловещее дело. Неэффективные, но несущие глубокий смысл проекты закрываются, а им на смену приходит гламурно-пустое шоу. И это касается не только кино. Под жернова "невидимой руки" рынка сегодня попадают больницы, школы, библиотеки, вузы и другие объекты социальной сферы. На патриотическом кино много не заработаешь - оно просто коммерчески нерентабельно для кинопроизводителей. Вот и все дела.

Именно по этой причине те фильмы, которые выпускаются в настоящее время в России не могут претендовать на роль произведений, воспитывающих человека-творца, способного к покорению новых вершин. Единственно, на что они пригодны, так это на то, чтобы вырабатывать у подрастающего поколения инстинкт всеобщего необузданного потребительства.

Остается одно спасение - советские фильмы. За них, как за соломинку, хватаются, как оказалось, не только патриотически настроенные активисты, но и некоторые общественные деятели.

Кардинально же исправить положение в сфере патриотического воспитания молодежи сможет только целенаправленная государственная политика, система льгот,  преференций тем киностудиям и творческим коллективам, которые работают в детском патриотический секторе.

Поэтому идея введения обязательного просмотра лучших советских и российских фильмов нашими детьми – хороша, необходима, но... явно недостаточна!

Оксана Хмурова, РВС.