Социальная реклама против кровной семьи

Социальная реклама, дискредитирующая кровную семью, первоначально возникла и распространяется на Западе, в частности, в Европе. Под видом защиты прав детей в ней деконструируют визуальные и смысловые образы дома, семьи и родителей.

«Не каждый ребенок стремится вернуться домой
В Германии каждого 5-ого ребенка сексуально оскорбляют. В 80% случаев это происходит у них дома. Получите подробную информацию на www.haensel-gretel.de. Помогите предотвратить насилие над детьми

 

Российская социальная реклама, при поддержке международных фондов, не отстаёт от западных образцов, и даже кое в чём превосходит их. Слоганы российских «креативщиков» «Мама-Кака», «Я боюсь тебя, мама...» и «Осторожно, злые родители!» — воистину примечательны. Многие из таких плакатов были разработаны специально для конкурса «Воспитание детей без обид и унижений», проведённого «Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Одна из целей плаката — «актуализировать тему насилия над детьми».

Можно возразить, что в широкой городской социальной рекламе эти тенденции не так заметны: вместо постеров «Мама-Кака» метро украшают плакаты «Дети — взрослым не игрушка», которые «мягко» защищают детей от родителей. Но такая публичная защита детей от своих родителей в масштабе широкой социальной рекламы — дискредитирует родительство и семью.

При этом в России нет оснований объявлять родителей основной опасностью для детей. Так, по данным МВД за 2010 год, из всех несовершеннолетних жертв насилия только 7,3% пострадало от своих родителей. Очевидно, что защищать детей нужно не от родителей, а от внесемейного насилия.

Кампания «защиты детей от родителей» формирует негативный образ семьи, который, во-первых, противоречит реальности, а во-вторых, эту реальность уничтожает, подрывая в обществе доверие к семье — основному институту социализации детей. То есть «защитники детей» в действительности наносят удар по детям.

 

Телефоны доверия для детей и подростков

У нас в стране функционирует проект Всероссийской службы телефона доверия для детей и подростков. Декларируется, что телефон доверия необходим для предотвращения подростковых самоубийств, насилия над детьми в семье и школьном коллективе и тому подобное. Предполагается, что ни в родной семье, ни в школьном коллективе ребёнок не может доверять близким и друзьям. Гораздо большего доверия заслуживает незнакомец на другом конце телефонного провода. При этом телефон доверия широко рекламируется в школах, детских поликлиниках и центрах развития. Содержание плакатов формирует образ ребёнка и подростка как особо уязвимой, беспомощной жертвы.

 

В качестве возможных проблем — причин для звонка по телефону доверия — преподносятся: рождение второго ребёнка, ссора родителей, наказание за проступки. Телефон доверия — это проект всё того же «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», который получил на свою деятельность 5,2 млрд бюджетных средств. Председатель правления фонда М. Гордеева заявила, что «корни детского неблагополучия находятся в семейном неблагополучии».

Высокий уровень подростковых самоубийств вызван скорее современной молодёжной культурной политикой и всё той же дискредитацией семьи. Но средства налогоплательщиков уходят не на организацию коллективной культурной среды для развития детей, а на внедрение тотальной системы информирования. Как это решит проблему?

Влияние СМИ на отношение общества к семье

На отношение в обществе к институту семьи сильно влияет позиция средств массовой информации. К сожалению, степень ответственности и уровень профессионализма частных СМИ и интернет-порталов оставляет желать лучшего.

Так, открытое исследование, проведённое Родительским Всероссийским Сопротивлением (РВС) в Новосибирской области показало любопытные результаты. Взяв за основу рейтинг компании «Медиалогия» по новосибирской прессе, мы сравнили, как освещалась тема насилия над детьми в 2011 и в 2012 году десяткой ведущих местных СМИ.


 

Подсчёт привёл к ошеломляющему выводу: по сравнению с 2011 годом абсолютное число новостей о насилии над детьми (включая насилие над детьми в семье) в 2012 году увеличилось более чем в три раза. Это изменение не может быть объяснено никаким статистическим отклонением. Более того, помесячный анализ данных показал, что число публикаций о вопиющих преступлениях против детей с течением года увеличивалось.

Реальное число преступлений против детей в России с 2006 года в среднем снижается. Преступления родителей против детей вообще очень редки (как мы отмечали выше).  Однако по характеру освещения в «независимых» СМИ создаётся впечатление о том, что российским детям со всех сторон угрожают опасности, и в немалой степени — со стороны родителей.

 

Категория: