Создание детского коллектива по Шацкому. Часть I

Станислав Теофилович Шацкий (1878 - 1934) – русский и советский педагог, человек, посвятивший всю свою жизнь педагогическим поискам и попыткам переломить ту систему отношений, в которой ему самому пришлось получать образование.

Биографию Шацкого без труда можно найти в сети интернет. Я лишь хочу отметить, что его работа актуальна и сейчас, и из его опыта нужно извлекать то, что поможет нам преобразовать существующую систему образования и поднять ее на более высокий уровень. 

Меня особенно интересуют его исследования по созданию детских коллективов. Детские коллективы были для того времени чем-то совершенно новым. Да что кривить душой, до сих пор для нас эта тема не раскрыта полностью. Шацкий воспитывал в детях такие ценности, которые позволяли из группы случайных детей создавать настоящий коллектив. За такие идеи в 1908 году было закрыто его общество «Сетлемент», а сам Шацкий был арестован. Общество было закрыто за попытку "ввести социализм в среду детей", как было сказано в обвинительном акте. Однако после этого Шацкий свою работу не бросил, а стал работать другими методами. После 1917 года вел исследования по вопросам народного образования. В 1911 году он организовал колонию для детей «Бодрая жизнь», на базе которой в дальнейшем и проводил свои исследования-эксперименты. Кстати, название колонии дети придумали сами.



Интересны методы, которые применялись Шацким при создании детского коллектива. Сам Шацкий мало пишет именно о создании коллектива, он пишет о воспитании детей, об улучшении их человеческих качеств. Этого он достигал через создание коллектива посредством совместного труда. Об этом Станислав Теофилович вместе со своей женой рассказывает в книге «Бодрая жизнь». Книга написана живым и интересным языком. Очень рекомендую ее к прочтению. 

Детская колония «Бодрая жизнь» была создана Шацким после его опытов летнего проживания с детьми на даче. Такой опыт был не совсем полноценен, так как трудиться детям приходилось только над кратковременными задачами, а значит и полного сплочения, а также изменения самих детей, не происходило. Шацкого очень заботило, что дети, живя жизнью взрослых в городе, очень сильно «напитывались» этой взрослой жизнью, их проблемами и неудачами, что затрудняло их собственное развитие, а часто и «тянуло вниз». Одной из таких проблем было использование самой грязной брани. В результате было принято решение о создании колонии. Сам Шацкий пишет: «Зимой 1911 года М.К. Морозова предложила устроить постоянную колонию на ее земле в Калужской губернии, обеспечив наше дело средствами на постройку необходимых зданий, устройство и оборудование колонии». 

В предисловии к книге «Бодрая жизнь», супруги Шацкие пишут:

«Наблюдения над жизнью детского общества приводят к такому выводу: между основными сторонами детской жизни - физическим трудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитием - существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и в конечном итоге те или другие изменения в одном направлении (это касается и форм детских деятельностей и их организации) вызывают соответственные изменения в другой области. 
В данном случае была поставлена задача установить влияние организации физического труда на жизнь детского коллектива.
Это влияние кажется авторам достаточно выясненным в основных чертах; оно формулируется примерно следующим образом: виды и формы детского труда и его организация, претерпевая в своем развитии ряд нормальных изменений - все к большему разнообразию в формах и большей стройности в организации, - влекут за собой соответственные изменения в социальной, эстетической и умственной жизни детей».

Каким образом происходили эти изменения?

Во-первых, это самоуправление. Шацкий стал устраивать собрания всех колонистов и сотрудников дважды в неделю. На этих собраниях и проходила вся организационная жизнь. Сначала на собраниях обсуждались только общие вопросы о работе, об организации жизни. 

«Очень скоро по приезде детей жизнь выдвинула новые обязанности. Первое время за провизией и всем инвентарем смотрела одна из сотрудниц. На одной из общих бесед мы предложили детям выбрать кого-нибудь из их среды для того, чтобы выдавать поварам провизию, считать, сколько стоит продовольствие на каждый день, следить за тем, что из провизии у нас на исходе».

Такой ответственный человек был выбран, а затем были созданы и другие «должности», которые дети исполняли довольно хорошо, и иногда им не нужна была помощь сотрудников совсем. Затем он пишет о собраниях: 

«И постепенно на них, кроме всяких хозяйственных дел, стали подниматься вопросы о взаимоотношениях, обсуждаться несоответствующее нашим порядкам поведение кого-либо из колонистов; стали высказываться и мысли относительно улучшения жизни колонии».

Шацкий и дальше в своей книге подчеркивает, что самовоспитание детей в социальном и моральном плане стало происходить только после того, как дети взяли на себя ответственность за жизнь в колонии, стали получать радость от труда. Одной из проблем была так называемая «общественная работа». Работа по обслуживанию самих себя (кухня, помещения и т.д.) была детям понятна, а вот работы, например, на огороде принимались не полностью, так как дети не были уверены в том, что они на следующий год снова приедут в колонию (в колонии дети жили с мая по октябрь). Но как только обязательность «общественных работ» была снята, а детям было объяснено, что те, кто хорошо работает, становятся друзьями колонии, и к ним уже относятся как к друзьям, дети стали работать охотнее и получать радость от такой работы.

«Таким образом, решение бросить обязательные работы и перейти к свободным имело очень хорошие результаты: в работе дети нашли что-то понятное для себя, и это понятное была радость рабочего напряжения. Вместе с тем проявилась и еще одна сознательная черточка: дети стали чувствовать ответственность за свою работу. Часто стали отдельные группы брать себе работу "на урок", т.е. измерять работу не временем, а количеством ее».

Это стало шагом к очередному развитию детей в социальном плане:

«Становилось как будто чуть-чуть более ясным, что как в работе своей каждый колонист связан с работой других, так и в поступках - живет не как хочет, а есть и общая цепь, связывающая всю колонию: дернуть в одном месте - страдают многие. Если в труде можно было уже приветствовать зачатки ответственности за свою работу, то жизнь ребят должна была складываться так, чтобы проявлялась ответственность за их слова и поступки».

После это стало возможным бороться с такой проблемой как брань, дети стали сами за собой следить. Были и случаи, приведшие к тому, что дети стали относиться друг к другу более чутко. Об окончании первого лета, проведенного в колонии Шацкий пишет:

«Лето прошло. И можно было оглянуться на свою работу. Было ли в этой жизни что-либо сильное, особенно влиявшее на детей?
Да, было несомненно, и это был труд. Труд вносил смысл и порядок в детскую жизнь. <…>
Труд вносил некоторую стройность и в самую жизнь колонии. При таком значении труда в колонии нельзя было обойтись без сознательного отношения детей к нему, необходимо было всеми силами привлечь детей к обсуждению того, где и как они будут работать. Чем больше такой сознательности, тем легче работать. Отсюда появилась практическая важность наших собраний.<…>
Стала складываться общественная жизнь детей, как прямой результат нашей трудовой обстановки. Чувствовали ли дети связь между собой? Соединяло ли что детей?<…>
Итак, если смотреть на это первое лето колонии, как на опыт, то он убедил нас в возможности для детей серьезного труда. Труд может быть основой детской жизни, но именно детский, радостный и бодрый труд. К дальнейшей организации его и должна сводиться наша будущая работа.
Но один труд дает внешнюю связь, форму, порядок детской жизни. Нужно было бы позаботиться об организации не только физических, но и духовных сил наших детей. Это составляло вторую нашу задачу».

В результате первого лета в колонии дети настолько привыкли к размеренному труду и своему коллективу, что даже когда их повезли на экскурсию на несколько дней, дети заскучали и раньше времени запросились обратно. Радость от такого результата работы должна быть понятна любому педагогу.

Анастасия Большакова, РВС.