Что важно понимать, изучая историю древнего мира

(предыдущая часть)

 

Каждый раз, когда речь заходит об истории или культуре древнего мира, необходимо четко отдавать себе отчет в том, что наш мир существенно отличается от древнего и любые аналогии между ними надо проводить очень осторожно и взвешенно. Да, биологически человек практически не изменился на протяжении этого периода, разве что за последние 40 тысяч лет потерял чуть меньше пятой части головного мозга. В остальном же, если бы даже неандертальца воспитали в современных условиях, то он, скорее всего, ничем, кроме внешнего вида, от нас и не отличался бы [5, 159-161].

 

Реконструкция внешнего вида неандертальца одетого в современную одежду

 

Другое дело — культура, проделавшая за этот период колоссальный путь, из-за которого судить о древнем мире, находясь на позициях современных достижений, почти тоже самое, как объяснять поведение животных с точки зрения человеческой мотивации. Но даже оставаясь в рамках современности, например, просто переводя текст с одного языка на другой, для качественного результата необходимо хотя бы общее понимание как проблематики переводимого, так и культурных особенностей автора. В противном случае, даже переведя текст со словарем, например, с китайского или японского вовсе не обязательно, что без специалиста, понимающего контекст, содержание документа получится правильно понять хотя бы даже на уровне основных идей.

 

Подобные сложности возникают и при интерпретации исторических источников, написанных в рамках одной культуры и на родном для читателя языке. Дело в том, что с течением времени одни и те же слова могут нести разный смысл, иногда существенно отличающийся от первоначального. Например, «подлый» в наши дни несет негативное оценочно-этическое значение, но так было не всегда. В конце XVIII — начале XIX века, оно, в основном, не имело такого значения, а обозначало всего лишь принадлежность человека к «негосподствующим классам». И это при том, что веком ранее, придя из польского языка, слово негативный оттенок несло, но совершенно другой, выражая общее презрительное отношение дворянства к черни [1, 489].


Современная реконструкция польской гусарии

 

Это всего лишь один пример того, как велика вероятность искаженного понимания смысла явлений, если исследователем не учитывается исторический и культурный контекст. Поэтому, для того чтобы дать не просто фактологически верную внешнюю канву исторических событий, но и уяснить их смысл, необходимо «вжиться» в исследуемый период, научиться понимать его изнутри, стать способным мыслить и оценивать происходившее также, как это делали люди, жившие в исследуемое время. Нужно знать не только фактологию, но и понимать истоки происходивших в исследуемом обществе процессов, ориентируясь в их динамике и направленности [2, 79-84]. Вот почему, чтобы помочь читателю построить правильный контекст, в первой части исследования кратко разбираются важные моменты, необходимые для понимания особенностей древнего мира. Читателю, знакомому с заявленной проблематикой, первую часть, наверное, можно пропустить, ограничившись лишь ознакомлением с основными ее тезисами:

 

  1. Мышление древнего человека принципиально отличалось от современного. Оно в основе своей было эмоционально-чувственным. Рациональная составляющая в мышлении древнего человека хоть и присутствовала, но была в подчиненном положении. Как следствие, особенно если речь идет о древнейшей истории, надо быть осторожным с проведением прямых аналогий со современностью. Без хорошего знания работы архаического мышления крайне сложно адекватно понимать смысл процессов, происходивших в исследуемый период.

 

  1. Мифологическое мышление имеет под собой психофизиологические истоки и базируется на эмоционально-чувственном восприятии мира человеком. Так как эмоциональный уровень относится к физиологии, а человек за последние несколько десятков тысяч лет изменился незначительно, то чем больше в мышлении будет эмоциональной составляющей, тем меньше в нем будет «культурных» различий. Именно в последнем лежит одна из возможных причин удивительной сюжетной схожести архаических мифов у разных культур.

 

  1. Понятие «миф» очень сильно меняет свое значение в зависимости от контекста. В данной работе используется определение мифа, данное Дьяконовым: «Миф — не символ, не аллегория, а эмоционально окрашенное событийное осмысление феноменов мира» [3, 84]. Миф является одной из основополагающих составляющих человеческой культуры, и в его основе лежат психофизиологические особенности людей как биологического вида. Человечество сформировалось и большую часть времени просуществовало в рамках мифологического мышления.

 

  1. Культурный герой — древнейший образ фольклора, встречающийся во всех культурах и выполняющий примерно одинаковые функции. В его образе слились воедино черты божества и человека. Он — прародитель, покровитель и наставник человечества, стоящий у истоков истории, искусства, науки, от него берут начала традиции и нормы жизни общества [4, 99].

 

Продолжение следует

 

Список литературы

  1. Виноградов В.В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных, Ответственный редактор Н. Ю. Шведова, Москва, «Толк», 1994, 1138 с. {II}

  2. Яскевич Я.С. Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учебное пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений. – Мн., 2002. – 291 с. ISBN 985-445-757-5. {15}

  3. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х {7}

  4. Гуревич А.Я. Средневековый мир Культура безмолвствующего большинства, М.: Искусство, 1990. — 396 с. — ISBN 5-210-00102-4. {6}

  5. Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества, Издатель: Нестор-История, Санкт Петербург, 2010, ISBN: 978-5-98187-614-1 {5}

 

Начало статьи здесь

Юрий Вердеревский, РВС