Дети и гаджеты: эксперты о наркотической зависимости

Эксперт: около 9% детей в мире страдают зависимостью от гаджетов и интернета.

Член Королевского медицинского общества, доктор философии Арик Сигман сравнил зависимость от технических устройств с алкогольной и никотиновой, сообщает ИА Красная весна.

ЕКАТЕРИНБУРГ, 15 февраля. /ТАСС/. Порядка 9% детей и молодых людей во всем мире, которые играют в компьютерные игры или выходят в интернет, страдают зависимостью. Об этом на пресс-конференции в Уральском региональном информационном центре ТАСС сообщил член Королевского медицинского общества, член Научного совета Великобритании, доктор философии Арик Сигман.

«Примерно 9% детей и молодых людей во всем мире, которые играют в компьютерные игры или выходят в интернет, получают официальный диагноз „зависимость“. В Великобритании дети в возрасте от 12 до 15 лет проводят порядка 6,5 часа в день за развлечениями перед экранами, это втрое выше максимально допустимого уровня», — сказал он.

По словам эксперта, зависимость от технических устройств — новая форма зависимости, такая же, как алкогольная и никотиновая. «Если дети проводят много времени в интернете или в компьютерных играх, то в мозгу происходят изменения, подобные тем, что наблюдаются у зависимых от алкоголя или героина. Отмечается бессонница, связанная с излучением от экранов. Возникают и другие осложнения», — добавил он.

Арик Сигман приехал в Россию во второй раз. В рамках визита в Екатеринбург он встретится с представителями образовательных структур, расскажет о связи между успеваемостью школьников и использованием смартфонов в образовательных учреждениях, а также прочитает курс лекций об экранной зависимости.

Меры предотвращения зависимости

Как отмечает доктор Сигман, с каждым годом дети и подростки проводят все больше времени перед экранами и все меньше времени уделяют сну. «В некоторых странах, таких как США, Австралия и Канада, рекомендуется не давать гаджеты детям до двух лет. Французское правительство запретило все телевизионные программы, ориентированные на детей до 3 лет», — уточнил он.

Доктор Сигман добавил, что для решения проблемы экранной зависимости необходимо устанавливать правила по использованию гаджетов в школе и дома. «Для того чтобы сократить время, которое ребенок или подросток проводит перед экраном, необходимо, чтобы родители и образовательные учреждения придерживались одной и той же позиции. Например, было бы легче, если бы в школах устанавливали правила. Я посещал многие школы, в некоторых из них действует запрет на смартфоны, там такой проблемы нет», — отметил он.

По мнению эксперта, лучше запретить или ограничить использование смартфонов в образовательных учреждениях. «В школе нужно обращать внимание на учебу, на общение друг с другом. Если дети в столовой или в коридоре смотрят не друг на друга, а на экраны, они не получают навыков общения, социализации», — резюмировал доктор Сигман.

В общем-то, это не новость, российские специалисты тоже об этом давно говорят:

Врачи рассказали, к чему может привести детей чрезмерное увлечение компьютерами

18 марта 2016

Маленьких детей ждет задержка речевого развития и нарушение сна, а подростки могут стать агрессивными и рассеянными.

ТВЕРЬ, 18 марта. /Корр. ТАСС Вера Пакина/. Зависимость маленьких детей от компьютеров приводит к задержке речевого развития и нарушению сна. Об этом сообщила в интервью корреспонденту ТАСС главный детский невролог Минздрава РФ Валентина Гузева. Она приняла участие в проходившей в Твери научно-практической конференции по детской психоневрологии и реабилитации.

«Увлечение маленьких детей компьютерами приводит к нарушению сна, потому что в течение нескольких часов идет фотостимуляция мозга, а также к задержке речевого развития. Ребенок приходит в детский сад и не умеет общаться, от этого страдает его социальная адаптация», — сказала Гузева.

Компьютер — только со школы

Как уточнила главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Зуева, из-за чрезмерного пользования компьютером сегодня у многих даже изначально здоровых детей речь начинает появляться лишь к трем годам.

И отчасти в этом виноваты родители. «Им (родителям) гораздо проще дать ребенку компьютер, чтобы он успокоился и не кричал. Впоследствии у ребенка развивается большое количество неврозов. Отсюда и проблемы с развитием речи», — подчеркнула Зуева.

По словам психиатра высшей категории Тверского областного психоневрологического диспансера Марины Селяниной, в связи с этим использовать различные гаджеты нежелательно до школьного возраста.

«Пользоваться компьютером можно начинать в школьном возрасте, когда ребенку исполнится 7—8 лет. И делать это нужно исключительно с развивающей и обучающей целью под контролем взрослого», — пояснила она.

Дети становятся агрессивными

По словам Селяниной, компьютер и интернет влияют и на формирование личности подростков. Это имеет как положительные последствия, например, приобретение новых знаний, так и отрицательные, отметила психиатр.

«Увлечение компьютером отрицательно влияет на физическое состояние подростка, отношение к школе, успеваемости, взаимоотношения со сверстниками», — пояснила Селянина.

Она добавила, что при тотальной компьютерной зависимости у ребенка могут наблюдаться агрессивность, злобность, рассеянность внимания, сильные головные боли и боли в позвоночнике, сухость в глазах и другие симптомы. При этом привыкание к компьютеру происходит достаточно быстро. Согласно ряду исследований, отметила Селянина, 25% людей приобретают зависимость от интернета в течение полугода, 58% — в течение второго полугодия, 17% — через год.

Уйти из реальной жизни в виртуальную ребенок может также из-за отсутствия взаимопонимания и эмоциональной близости с родителями, при излишнем контроле с их стороны, неправильном подходе к его самостоятельности. Также к факторам риска относятся проблемы с общением и низкая самооценка у ребенка, отмечают психологи. В этом случае он зачастую находит поддержку в интернете, где создает себе определенный образ.

Виртуальная и реальная жизнь

Главный детский невролог Валентина Гузева отмечает, что чрезмерно увлекающийся компьютером ребенок «во взрослом возрасте будет адаптирован к любым новым технологиям», но в меньшей степени — к самой жизни.

«Для него решить какую-то житейскую проблему будет сложно: он либо по-детски ее решает, либо не решает вообще. Идет разрыв между жизнью настоящей и виртуальной. К виртуальной он, может, и будет подготовлен, а к реальной жизни — нет», — подчеркнула Гузева.

Профилактика — общение и совместный отдых

Методы лечения компьютерной зависимости на практике, пояснила Марина Селянина, в России до сих пор не разработаны. В настоящее время эта работа ведется силами психологов, психотерапевтов и внутри самой семьи. Но всем ясно, что гораздо проще обратить внимание на профилактику данного заболевания.

«Надо больше говорить об этом, проводить беседы с родителями, ограничивать детям время проведения за компьютером. О полном запрете речь, конечно, не идет, но должна быть грань, и у каждого она своя. Родителям надо дружить с детьми и как можно чаще разговаривать с ними», — сказала Гузева, добавив, что в качестве профилактики компьютерной зависимости необходимо переключать детей на другие, не менее интересные вещи. Например, больше стимулировать их посещать кружки и секции, чаще устраивать совместный отдых на природе.