Экология совести, точнее — ее отсутствие

В Сургутском краеведческом музее при поддержке депутата Тюменской областной Думы Г.А. Резяповой проходит выставка Дэвида Кинга «Фальсификация фотографий и искусства в сталинскую эпоху»

Недоумение возникает сразу при входе, на афише надпись: « Музейный проект — экология совести» и рядом зеленый лэйбл: «2017 год экологии в России». Это как то сразу напоминает попытку сравнивать горячее с зеленым или народную поговорку: ни к селу, ни к городу. Что может означать фраза «экология совести» — загадка. Совесть она или есть или ее нет. У кого ее нет, стоит подумать, не торопясь.

Далее следует череда черно-белых фото, призванных подчеркнуть строгую документальность излагаемых событий. Идея простая — подобран ряд фотографий, на которых ряд политических деятелей, осужденных по разным статьям, в том числе и за измену Родине, после вынесения приговора убирали с фотографий с помощью ретуши. Такие действия и оценены автором ни больше, ни меньше, как фальсификация истории.

Несколько цитат самого автора: «Я построил новый план: разыскивать Троцкого, документировать его жизнь в фотографиях. Я хотел доказать, что никакая политическая фальсификация, никакие попытки ретуширования фотографий не могут вычеркнуть память о наиболее вдохновляющем политическом гении ХХ столетия». Сам о себе Кинг сообщает, что он дизайнер и фотограф. Еще цитата автора: «В сталинские годы совершалось так много фальсификаций, что стало возможным описать советскую эру посредством ретушированных фотографий. В этом цель книги». Все предельно откровенно — советская эпоха сплошные фальсификации и репрессии.

Дэвид Кинг не дожил до столетия русской революции, но дело Кинга живет. Живет при активной поддержке наших(?) депутатов, органов власти федеральных и поменьше, государственных учреждений, некоммерческих организаций, в том числе со статусом «иностранного агента». Приходим на выставку, приуроченную к столетию русской революции, и смотрим на нашу историю глазами почитателя Троцкого, т. е. политически ангажированного дизайнера-пропагандиста. Абсолютно субъективный взгляд некоего автора транслируется в музее, месте, казалось бы, претендующем на историческую объективность.


В год столетия Великой Октябрьской социалистической революции такой вот «подарочек» к юбилею.

Евгений Бармин, РВС