Фантастическая семёрка

Последнюю версию «Фантастической четверки» - кино по мотивам серии комиксов Marvel, снятое студией «20 век Фокс», - в пух и прах разносят и любители жанра, и маститые кинокритики. Порицают слабый сценарий, невыразительные сюжет и спецэффекты. Так что и для взрослых этот фильм не явится открытием. А для детей он не только бесполезен, но и вреден, так как в очередной раз предлагает в качестве образцов для подражания героев с отклонениями от нормы, переживших мутацию. Да, они приобрели новые возможности, но при этом практически утратили своё прежнее я. А знакомство детей с историей таких необратимых изменений всегда подспудно тревожит детей.

Между тем, ещё в 1970-е годы советским режиссёром Ричардом Викторовым была снята дилогия, во многом предвосхитившая сюжеты не только «Фантастической четвёрки», но и «Терминатора». Однако, в отличие от названных картин, фильмы «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» не изобилуют сценами насилия и создают образ благополучного, гармоничного мира, не травмируя детскую психику.

Подобно «Фантастической четвёрке» главные герои здесь – одарённые молодые люди, осуществляющие дерзкую мечту. Но на этом сходство и заканчивается. В картине «Москва-Кассиопея» юные мечтатели, придумавшие проект нового звездолёта, не делаются школьными изгоями и почти сразу получают поддержку от государства – когда оказывается, что с помощью корабля «Заря» можно достичь планеты в созвездии Кассиопеи, откуда получены странные сигналы. Никто не препятствует шести подросткам полететь в космос на своём корабле – поскольку всё равно потребуются годы, чтобы достичь намеченной цели. Таким образом, детям даётся позитивная установка, предлагаются образы, вселяющие веру в человеческие силы. При этом исподволь раскрывается реальная сложность решения научных проблем и пути прогресса – новые возможности человека не возникают вдруг и сразу, как показывается в комиксах, а достигаются постепенно, трудом огромного количества людей. Поэтому полёт к далёкой звезде показан не как секретная инициатива частных фондов и спецслужб, а как дело всей страны, всего советского народа. В старой картине, конечно, много пафоса, но пафос этот созвучен восхищению перед подвигами Гагарина, Леонова, Терешковой и других космонавтов. А такое восхищение, пожалуй, лучше американского самоуверенного пафоса «героических разносчиков демократии».

Итак, герои отправляются в космическое путешествие длиною в жизнь – по 27 лет туда и обратно. Часть первого фильма посвящена взаимоотношениям молодых людей внутри корабля – быту, тоске по Земле и внештатным ситуациям. Одной из них оказывается появление седьмого члена экипажа – лоботряса и выдумщика, который пробрался на звездолёт «зайцем». Эта фигура как раз снимает излишний пафос и способствует раскрытию характеров в забавных и волнующих ситуациях. Кроме того, разгильдяй случайно помогает «Заре» оказаться у цели намного раньше намеченного срока.

Во втором фильме «Отроки во Вселенной» ребята встречаются с жителями другой планеты, пославшими сигнал о помощи. Оказывается, в их мире произошло «восстание машин» - власть захватили роботы, которые решили, что людей необходимо сделать «счастливыми», лишив их совести, любви и прочих человеческих склонностей. И весь фильм посвящён противостоянию одушевлённых и неодушевлённых персонажей, из которого люди выходят победителями исключительно благодаря взаимопомощи, самоотверженности и смекалке. Сверхспособностей у главных героев нет. Есть только положительные качества, которые оказываются важнее всех личных талантов. И в этом воспитательный смысл фантастической дилогии, предлагающей всем самым обычным зрителям прикоснуться к далёким планетам и осознать в себе возможности героев. Каждый может, совершать открытия, спасать миры – главное иметь сердце и быть честным человеком.

Конечно, в советской дилогии нет картинных экшн-сцен и компьютерных спецэффектов. Но есть прекрасная актёрская игра, интересные характеры, юмор и завораживающая атмосфера. Кстати, многие искушённые любители фантастики отдают предпочтение старому кино именно из-за атмосферы, которую убивают многие современные технические изыски.

Кроме того, дилогия Викторова, снятая ещё до «Звёздных войн» и удостоенная премий нескольких фестивалей, примечательна как факт истории кинофантастики. И если ребенку интересен этот жанр, следует знакомить его не только с новинками. Серьёзное увлечение обогащается глубокими знаниями – это полезный аргумент, который можно использовать в отношении многих сфер детских интересов.

Cофья Журавлева, РВС.