Как убить систему образования

В статье Павла Расинского "Концепция ликвидации грамотности для сохранения русского языка" из 174 выпуска газеты "Суть Времени" очень подробно описана суть и последствия внедрения новой концепции преподавания Русского языка и литературы в школах.

Читая эту статью, я вспоминал свои школьные годы.

В силу возраста, учеба в школе пришлась как раз на 90-ые годы. Отмечу, что касается оснащения наглядными пособиями, наша школа была, мягко говоря, не вполне укомплектована. Так из пособий по физике были только зеркало да неработающая динамомашина, по химии — видавшая виды таблица Менделеева и пара пробирок. И так — по всем предметам. Учебную литературу мы зачастую покупали сами, поскольку в школьной библиотеке ее не было.

Но одно в нашей школе было безусловно хорошо. А именно то, что силы, разломавшие Советский Союз, в 90-е годы не особенно занимались разрушением школьного образования, просто перекрыли финансирование и оставили тихо загибаться. Учителя же, учившиеся и жившие при СССР, продолжали учить по советским стандартам — за копеечную зарплату, с многомесячными задержками — но мы, дети 90-х, продолжали получать от них то самое Советское образование. Это в нулевых враг опомнится, поймет свою ошибку и примется не просто давить — но в прямом смысле крушить советскую школу.

Что же представляло собой то, Советское, образование?

Во-первых, оно состояло не из отдельных атомарных предметов, а составляло систему взаимосвязанных дисциплин, взаимодополняющих друг друга. Кроме того, предметы подавались от простого к сложному в точно рассчитанное время, обусловленное физиологическим развитием детей и полученными при изучении других предметов знаниями.

Во-вторых, оно ориентировало детей на реальный мир. Мир, в котором молодым людям жить, дружить, воевать, создавать семьи, растить детей, строить заводы, летать в космос. То есть на мир, который должно постигать и в котором придется жить. Конечно, можно возразить — что интернета де в то время не было. Интернета может и не было, а телевидение уже несколько десятилетий было — однако никто не кидался переводить школы в формат прослушивания телепередач, аргументируя это тем, что детям больше нравится смотреть телевизор, чем читать книги.

В-третьих, и, по моему мнению, в главном — советское образование возносило человека вверх, тянуло. Создавало Нового Человека — умного, сильного, способного постичь и покорить тайны мира. Именно поэтому дети должны были много читать, писать, думать. Решать сложные задачи. И не важно, что далеко не все навыки могли пригодиться в довольно простой, с житейской точки зрения, жизни советского обывателя. Обширные знания, полученные в Советской школе, позволяли иметь советскому гражданину целостную картину мира.

Но при всем при этом мы, дети, не утопали в книгах. Мы не зарастали пылью в библиотеках, как утверждают создатели новой концепции русского языка и литературы. Наоборот!

Кто жил в то время — вспомните! Футбол, беготня во дворе, костры, постоянные хождения по друзьям и родственникам, кино. И в любую погоду, и летом и зимой — полный двор ребятни. А если вдруг в нашем дворе никого не было — вперед, в соседний!

Все это при том, что и учились мы 6 дней в неделю, и читали постоянно и много. Здесь речь не только про литературу и художественные книги.

Кроме того, информация была не так легко доступна, чем теперь, и потому то, что мы получали, — выжигалось в мозгу навсегда.

А что теперь?

Сокращается количество основных предметов за счет экономики и религиоведения. Уменьшается нагрузка на учеников. Аргументируется это тем, что они должны меньше уставать. Упрощается содержание предметов. Оно направлено теперь не на то, чтобы воспитать и обучить самостоятельного, сильного человека. Современное образование нацелено на воспитание грамотного потребителя. А потребитель, скажу я вам, не строит ракет и не летает в космос. Потребитель — потребляет.

Опять мне могут возразить — но ведь западный мир, состоящий из потребителей, и строит, и летает? Отвечу, что мы — не западный мир, и потому примитивно ровняться на него никак нельзя, и применительно к строят-летают, тоже не все однозначно. Строить — строят, но покупают наши двигатели, созданные в СССР, летать — уже 5 лет не летали. А главное, это то, что в западных странах справедливости, равенства нет — то есть нет того, к чему наш народ тянется и чего жаждет. Там есть гетто, а есть элитные школы. Все это является основным фактором, по которому простое сравнение не подходит.

Кроме того, предлагаемая новая концепция образования фактически затягивает детей в виртуальный мир интернета. И это чрезвычайно плохо. Мало того, что реальный мир, двор, друзья заменяются суррогатом общения, компьютерными играми и т. п., так еще интернет обладает целым рядом свойств, губительно влияющих на детей. А именно:

а) чрезвычайная простота доступа к почти неограниченной информации обо всем на свете, фактически обесценивающая память ребенка,

б) минимизация текстов, что позволяет даже не вдумываться в прочитанное, а насладившись вспышкой эмоциональной реакции, тут же забыть прочитанное,

в) интернет при этом пытается подменить собой реальный мир — тут тебе и фото интересных мест, и видео зверей, и так далее — но это не настоящий двор или лес,

г) что касается общения с людьми, то все тоже не слава богу — если в реальной жизни приходиться думать над тем, что ты делаешь и что говоришь, иначе можно получить совсем не виртуальных, а очень даже реальных колотушек, то за монитором такие опасности не подстерегают, и ребенок, общаясь в интернете, приносит это общение и в реальный мир.

Вообще же, про виртуальный мир и детей следует написать отдельно, поскольку тема важнейшая и глубокая.

Я же, заканчивая, хочу сделать вывод. Снижение планки образования под любым предлогом — это саботаж и преступление. И то, что планка таки снижается, говорит о том, что наша элита работает против народа. Точнее, против сильного, самодостаточного народа-творца. В их планах — народ-потребитель. Народ, не способный мыслить высокими идеалами и не способный понять такие идеалы в классической литературе. И если в ближайшие 5-10 лет мы не сможем отстоять советскую систему образования, то случится катастрофа.

 

Александр Кулаев, РВС.