Кто является героем для современного юношества

При общении с родителями современных подростков лет 12-14-ти (дело в том, что я сам отец ребёнка такого возраста), в тех семьях, где постоянно смотрят ТВ и где телевизор в силу тех или иных причин играет решающее значение в воспитании ребят, вдруг обнаружилось увлечение этих ребят очень неоднозначным сериалом «Физрук» (в первую очередь это касается, конечно, мальчиков). А герой «Физрука» полубандит Фома. Его играет сам свет-наш, один из самых главных российских актёров в стиле «реального пацана» Дмитрий Нагиев. Фома - это не имя, а «пацанское погоняло» (уголовная кличка), и вот он  практически стал героем ребят. Такой вот «пример для подражания» создали нашему молодому поколению креативщики с канала ТНТ (где, между прочим, до сих пор вовсю процветают «Дом-2» с «Comedy club» и иже с ними).

 

Самая во всём этом жуть в том, что такие персонажи, как Фома, - это и на самом деле ГЕРОИ таких ребят, те, с кого это поколение, говоря словами Маяковского, будут делать свою жизнь...

Что тут можно отметить в самую первую очередь? Конечно, несомненный регресс отечественной массовой культуры со времён распада СССР, кто бы что нам не пел обратное на эту тему. Я уж не говорю о том, что «Физрук» далеко не фильм «Молодая гвардия», а Фома даже рядом с именем Олега Кошевого упоминаться не может. Я просто предлагаю вспомнить фильмы советских 70-80-х и тогдашних, уже не очень однозначных, но всё же ещё героев. И сравнить.

 

Почему-то мне на ум приходит, например, майор Томин – тут и знак героя совсем другой и несравнимо более высокого уровня моральные качества (ежели про таковые у Фомы вообще правомочно говорить – там ведь в основном т. н. уголовные «понятия»...).

 

Ну ладно – Томин это, конечно, милиционер. возьмём такого совсем неоднозначного персонажа, как Пашу – воспитателя трудных подростков из фильма К. Муратовой «Пацаны» 1983 г., чью роль сыграл В. Приёмыхов. Да, фильм этот – крайне неоднозначен и по сути своей является одним из звеньев в цепи регресса отечественного образования, отражённого в кинематографе, тянущихся ещё с советских  времён по сей день. В этой прослеживаемой временной цепи «Педагогическая поэма» Макаренко (1955 г., может быть, это наивысшее звено); «Доживём до понедельника» (1967 – уже виден намечающийся переход к «личностному» подходу к ученику и отход от идей Большого человека к маленькому, мещанину); «Вам и не снилось» (1981 – тут предыдущая тенденция вообще уже зашкаливает); затем «Пацаны» (1983 – сплошное благолепие и «гуманная» педагогика, не имеющая никакого отношения к реальной жизни, для которой нужно воспитывать настоящего Человека). Ну, а далее уже и до «Географ пропил глобус» и «Похороните меня за плинтусом» дело дошло.

 

Но даже этот, уже очень добренький (до оскомины и тошноты) Паша образца 1983-его, несмотря на все свои откровенные антипедагогические методы, которые по сути в жизни трудных подростков ничего не исправят, а скорее, наоборот, он всё-таки хочет быть для них (своих подопечных) примером правильного поведения и готов жертвовать собой ради них.

 

При этом физрук Фома – это логическое продолжение всё того же процесса, т.к. если по всей стране был запущен с развалом СССР обвальный всеобщий регресс, то он не мог не коснуться и культуры, а уж тем паче – массовой.

 

Что же предлагает нашим детям в качестве примера для подражания этот современный российский «герой» – герой Нагиева – Фома?  Сначала нужно отметить, что это персонаж как бы из 90-х (так современным детям авторами сериала прививается псевдоуголовная, «как бы пацанская» романтика и внедряется в сознание миф о «весёлых бандитах» и «весёлом времени» 90-х), но при этом он не есть персонаж 90-х – в этом персонаже нет и не должно быть ничего (пусть даже отрицательного) подлинного. Собственно, как образ – это скорее герой комикса, плохая пародия на романтические фильмы о том времени типа «Жмурки» или «Бумер». И делается сие авторами сознательно. Т.к. если показывать реальный облик таких персонажей, то уж никакой романтики и вообще чего-либо положительного и в помине в них не наблюдается, одна грязь, жестокость, агрессия и пакость. Поэтому этот образ сглаживается, причёсывается и огламуривается для большей привлекательности создаваемого суррогата героя для нового поколения российских мальчишек. А подлинное из него изъято, для того чтобы формируемая этим персонажем идентичность (а этот персонаж, формируя тип поведения и являясь образцом для подражания, становится важной частью идентичности наших детей) ни в коей мере не должна быть хотя бы капельку подлинной, чтобы даже близко не могла на равных противостоять западным «героям».

 

Это вообще такое англосаксонское правило, между прочим, активно применяемое в настоящее время при выступлении американской сборной на Олимпиаде в Рио – добывать себе победу любым путём. Именно поэтому нашу команду так основательно и откровенно проредили. И именно его воплощают в жизнь наши пропагандирующие западные ценности телеканалы (в т. ч. ТНТ)...

 

Также нужно отметить, что Фома – персонаж крайне примитивный и сделан он таким строго в той же логике лживой неподлинности. Все его мысли, комбинации и действия – одноклеточные. Что тоже не соответствует действительности. И тут я сошлюсь (и прошу мне просто поверить на слово) на историю из жизни. Как-то в 1995-96 гг. я, тогда ещё молодой «студент кулинарного техникума», вынужден был полтора года подрабатывать в «пацанском» баре, где «тусовались» как раз вот такие типы, с которых рисуют эту дешёвую карикатуру авторы «Физрука» (может, ещё и поэтому для меня «чисто-пацан» Фома, мягко говоря, совершенно не убедителен). Я в этом баре работал (поваром, естественно), а к нам на кухню любили заходить отдельные посетители – так сказать, пообщаться с народом. И вот однажды один из них, споря с официантками, утверждающими, что все пацаны ребята достаточно примитивные и потому их просвещённого внимания недостойные, находясь не в совсем трезвом состоянии (и не только от алкоголя...), воскликнул: «Ты не смотри на наших парней, они только кажутся жлобьём, на самом деле они у меня - о-го-го! Они на такие деньги людей просто по документам в ***** (тут назывался один из центральных городов РФ) кидали!». Несмотря на не вполне адекватное состояние человека, не верить ему оснований совершенно не было, и случай этот, как показала потом жизнь, совсем не уникальный.

 

Но вернёмся к Фоме, и немного надо рассказать о самом сюжете. Фома – это охранник-бандит крупного бизнесмена (тоже – из «реальных»), которого увольняет хозяин. Но Фома хочет вернуться на тёплое место начальника охраны при таком «хозяине жизни». Для чего «закорефаниться» (подружится или войти в доверие) к единственному ребёнку этого «авторитетного» человека по имени Саша. Даже не узнав, что ребёнок этот – дочка (конечно, уже подросток и как бы по сюжету – «трудный»), Фома по своим «подвязам» устраивается в школу, где учится эта самая Саша, физруком и начинает приводить свой план в действие.

 

Это и есть сюжетная завязка достаточно унылой, непоследовательной, не очень адекватной по отношению к реальности и неумной истории про ставшего таким образом физруком Фому. Даже здесь, в этой предыстории, уже заложен антипример героя для подростков – здесь это не тот, кто воевал в Чечне (как Данила Багров из «Брата»), или что-то строил или кого-то спасал, несмотря на весь бардак 90-х. Нет – это человек, который после развала Союза как-то пробился (по головам конкурентов?) к этому тёплому месту и который, теряя его, снова готов на всё.

 

Однако вернёмся к вопросу о ценностях, пропагандируемых Фомой нашим детям, т.к. по-моему, это – главная проблема.

 

Итак, самая важная ценность для Фомы, как явствует даже из короткого описания сюжета, – это деньги и даваемая ими власть с разнообразными вкусными «ништяками» в придачу (ездит он на дорогущем «Гелике» – внедорожник мерседес «Гелентваген» и денежки тратит особо не считая), т.е. статус. Вообще, Фома – это такой элемент, определённого вида товар в современном российском «зооциуме» общества безудержного, почти в отсутствии каких-либо устойчивых высших ценностей, потребления. Который осознав, что с утерей престижной работы, он, как товар, стал стоить на порядок меньше, всеми правдами и неправдами стремится вернуть прежнее положение вещей. Ради этих денег и статуса он готов практически на всё и потому местами демонстрирует фантастические конформность, беспринципность и продажность. Статус, деньги – это святое. Конечно, потом, когда начинается это всегдашнее сериальное размусоливание и раздробление личности главного героя, обусловленное тем что: а) треба тянуть время для н-цати серий и отсюда – б) сами создатели периодически уже забывают, чего они там хотели сказать вначале, и потому персонаж любой современной «мыльной оперы» совершает по ходу «развития» (если можно тут вообще использовать это слово) сюжета, диаметрально противоположные поступки и демонстрирует совершенно несовместимые в одном человеке черты характера. И потому иногда создаётся впечатление, что Фома где-то вроде как и не совсем уж продажный, но затем Фома всегда «исправляется», и снова главное в его жизни – это деньги и статус.

 

Мало того, при такой беспринципности, как-то слегка сдерживаемой т.н. «понятиями» (авторы с удовольствием бы и от них избавились, да вот беда – тогда никто не поверит что Фома это «реальный чел»), Фома выказывает потребительское отношение к женщинам (они, за редким исключением, просто источник физиологического удовольствия) и абсолютно неприемлемое для учителя поведение в школе. И ещё от него веет такой огламуренной и, опять же, неподлинной уголовной брутальностью, которая и должна привлекать (и она вполне себе привлекает) к себе мальчишек указанного мною возраста, в условиях отсутствия положительных и по-настоящему подлинных героев.

 

И вот это безликое и серенькое существо, создаваемое по калькам западных «героев», но принципиально приниженное относительно них, пришло на смену настоящим героям нашей истории и литературы – героям революции, таким как Павка Корчагин или Павел Власов, героям войны, таким как Алексей Мересьев или Олег Кошевой, героям-труженикам, таким как Николай Пасечник или Александр Савченко (прошу меня простить, что называю героев, которых исполнял актер Н. Рыбников, но согласитесь – это именно он, Рыбников, воплотил какой-то эпохальный образ Человека Труда 50-60-х), героям духа, таким как Гамлет Козинцева-Смоктуновского или Александр Григорьев (помните, в наследство от лорда Теннисона полученное каверинское: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»?). И если те герои учили побеждать, трудиться, драться, быть крепкими духом, вообще – быть Человеком и жить настоящей жизнью, то Фома учит только одному – фанатически религиозно любить деньги и статус. Это – упакованный в дорогие цацки жестокий, беспринципный и бездуховный, жадный до денег и разнообразных материальных удовольствий псевдоуголовный слизняк, и именно таких личностей и пытаются формировать создатели Фомы из наших детей. Но, конечно, без дорогих цацек и денег, т.к. создатели аккуратно «забыли» рассказать, что для того, чтобы их заработать (а не «отжать» или прихамить», за это ведь и убить могут...), треба много и упорно работать (а это уже элемент подлинности и настоящей жизни - потому он тоже изымается).

 

Что же можно сказать в итоге? Видите ли, в чём дело. В последние годы, несмотря на все эти бравые реляции наших правящих субъектов о «возрождении» патриотического и вообще воспитания, фактически оно делается спустя рукава и для «галочки» (как тут недавно выяснилось – наша исполнительная власть исполняет только 80% поручений Президента), и потому поле для массового взращивания героизма в наших детях на самом деле без боя отдано всем этим ТНТ, СТС и проч. И они творят на нём всё, что будет одобрено Западом и принесёт прибыль. Хотя, конечно, с какой-то минимальной поправкой «на ветер» (читай – на существующую власть).

 

Понимание того, что «кошка бросила котят» (т.е. власть – нас и наших детей), должно бы дойти до всех родителей. Поэтому ждать на данный момент каких-то резких и серьёзных мер по улучшению сложившейся ситуации в детском кинематографе и вообще в образовании со стороны государства без демонстрации активно выраженного мнения неравнодушными гражданами России – не стоит. И оно, такое понимание, постепенно приходит к людям. Они вдруг как-то начинают ограничивать своим детям просмотр таких вот фильмов, как-то пытаются дать детям хорошее культурное образование и т.д.. Но уж больно медленно идёт этот процесс, дорогие товарищи. Именно поэтому я и предлагаю разбирать все эти псевдокультурные и, по сути, русофобские, уничтожающие героизм тенденции. Может, кто-то, прочтя мою заметку и разделяя моё видение того, что происходит в нашей массовой культуре, ограничит ребёнка в бесконтрольном просмотре по ТВ подобного рода дерьма, пока это ещё не совсем поздно. Даже такое, самое минимальное действие родителя, который хочет воспитать своего ребёнка настоящим гражданином своей Родины – это уже хорошо.

 

Иван Крылов, РВС