Ницше вместо Достоевского?

«Достоевский нам не нужен», – считает президент Российской академии образования Людмила Вербицкая.

В маленькой Бугульме, что в Татарстане, 15-летний подросток убил двух бомжей. На спор, чтобы доказать своим друзьям и себе, насколько он «крутой». Знакомая история, не правда ли? А знакома она нам со школьных времен из романа Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой решил себя проверить – «тварь ли я дрожащая или ПРАВО ИМЕЮ?» Известен и конец той драмы – Родион Раскольников оказался Человеком, а не «белокурой бестией». Для него попытка стать сверхчеловеком закончилась плачевно – раздавленная личность и каторга. Излечиться от идеи превосходства, вполне фашистской, Родиону помогло лишь глубокое раскаяние и Любовь.

А Мартин Иден из романа Джека Лондона – индивидуалист и сверхчеловек, увлеченный идеями Ницше, помните его финал? Тоже – не очень... Но бугульминский паренек, уверена, ничего о них не читал, так как в школе этого не проходят.

Зато наверняка слышал о Ницше и его «белокурой бестии», популярных в молодежной среде. Само выражение die Blonde Bestie (дословно – желтоватый зверь) до Ницше служило литературным клише для льва. И Ницше перенес это выражение на человека, так как считал, что в его сущности заключен Зверь. Он поклонился этому Зверю и стал всех убеждать, что это естественно, хорошо, что это надо использовать по полной избранными расами. «В основе всех этих благородных рас просматривается хищный зверь, роскошная, похотливо блуждающая в поисках добычи и победы белокурая бестия; этой скрытой основе время от времени потребна разрядка, зверь должен наново выходить наружу, наново возвращаться в заросли...»

Достоевский глубоко копнул в человеке, увидел Зверя, сидящего в каждом из нас. Да только каждому нужно знать об этом и оседлывать своего Зверя, не позволяя ему взять верх. Об этом-то как раз и у Достоевского, и у Толстого. Таких знатоков человеческой души никогда не было до них и вряд ли когда-нибудь будут – все эти Фрейды, Ницше и пр. нервно курят в сторонке. Но наши дети об этом не знают. Ну откуда им узнать?

На фоне обывательской размазанности, отсутствия духа и идеологии,  ребята ищут силу, не совсем разбираясь в качестве этих источников. И не совсем понимая, что дух  как источник силы может быть направлен на зло и разрушение. Это и многое другое мы находим у Достоевского, на многие вещи нам открывает глаза великая русская литература. Поэтому она и считается великой во всем мире. От неё же и хотят отодвинуть наших детей, называя произведения русских классиков слишком философскими и слишком сложными.

Да, они сложны для подростка. И не всё он сможет понять. Но многое он может «схватить». То есть что-то его зацепит (как было у меня), что-то всколыхнет, а понимание философской глубины приходит с возрастом. И тогда возникает желание перечитать. И тогда может произойти невероятная вещь, называемая катарсисом. Именно такие книги формируют мировоззрение, нравственные стержни, национальную идентичность и понимание многих философских вопросов. Такие произведения и строят Человека в человеке. Не будь «Преступления и наказания» Достоевского и «Войны и мира» Толстого в школьной программе, вряд ли я понимала бы ценность этих произведений и масштаб  гения писателей.
А теперь кому-то в воспаленный мозг пришло желание выбросить эти романы из школы. Потому как на Человека наплевать. А Зверя можно сдерживать множеством законов. Но если законы вдруг перестанут работать (например, при ослаблении государства) или будут приняты людоедские законы, как в фашистской Германии, то польётся кровь не только бомжей, потому как по законам джунглей убивают всех слабых или превращают их в рабов. Так кого же будет выпускать наша школа? «Волков и овец»? Впрочем, и об этой  пьесе Островского тоже вряд ли слышали наши школьники...

Татьяна Нечаева, РВС