Новые задачи нового министра образования и науки России

Отставка министра образования и науки России Дмитрия Ливанова для многих экспертов не стала неожиданной. Претензий к бывшему министру за четыре года накопилось много, а жёсткая критика со стороны различных политических сил в его адрес звучала часто. Так что, если «природа» такой знаковой отставки накануне выборов понятна, то новое назначение вызывает много вопросов. Минобрнауки возглавила Ольга Васильева, которая до этого работала в администрации президента. Более того, даже беглое изучение биографии и научных заслуг нового министра даёт понять, что Ольга Васильева достаточно далека от «либерального лагеря» государственных чиновников, которые на протяжении 25 лет проводят в России свои реформы.

Кто такая Ольга Васильева и какие у неё взгляды, прекрасно описал в своей публикации «Путин снял Ливанова и поставил Васильеву» товарищ kamrad2213. Но вне зависимости от своих взглядов и убеждений чиновники исполнительной власти люди подначальные и должны в первую очередь решать поставленные перед ними вышестоящим руководством задачи.

Задачи либералов, которые они выполняли, проводя свои реформы, в целом понятны. Дмитрий Ливанов, как и его предшественник Андрей Фурсенко, ликвидировали остатки советской системы образования и внедряли в сферу образования и науки западные модели. Делалось это с намерением «войти в Европу». Однако последние события, связанные с обострением ситуации на Ближнем Востоке и на Украине, внесли соответствующие коррективы во внешнюю политику России. И на фоне общего ухудшения отношений со странами Запада намерение «войти в Европу» выглядит довольно странно. Тем более не понятно, что делать с «западными образцами и лекалами», которые насаждались в российском образовании более десятка лет.

Вот почему справедливо было бы ожидать, что перед новым министром встанут новые задачи. О чём и сообщила Ольга Васильева изданию «КоммерсантЪ». «Ольга Васильева заявила «Ъ», что начнет работу с анализа реформ, проводившихся министерством», — сообщает издание. Также она сообщила о своих приоритетах в предстоящей деятельности на высоком посту. «Приоритетным для меня является учитель, потому что я считаю, что без учителя все остальное невозможно. Я сама педагог. Так вот, именно Учитель с большой буквы — это от него зависит наше с вами будущее, потому что сегодня дети, завтра — народ. Это приоритетно для меня»,— сказала она в разговоре с «Ъ FM».

Здесь стоит отметить, что ставка на учительское сообщество, от которого зависит будущее, – важная заявка, так же как и метафора «сегодня дети, завтра — народ». Если ранее говорилось о подготовке «квалифицированных потребителей», которые могут быть электоратом, но не могут быть народом просто по определению, то теперь стоит надеяться, что вектор в образовании сменится кардинально. Ну и главная заявка – это анализ проводившихся реформ.

Если задача действительно поставлена так, то с одной стороны можно предполагать, что речь идёт о предстоящей переоценке «либерального курса» в образовании. Но мягкость формулировки, которая предполагает только «анализ» оставляет необходимые люфты. Ведь неизвестно, что выяснится в результате изучения последствий реформ. А то как по итогам анализа Ливанова к награде представят?!

Но скорее всего, ни той, ни другой крайности не произойдёт. Свою награду Дмитрий Ливанов уже получил в виде бесперспективной должности спецпредставителя по торгово-экономическим отношениям с Украиной. Видимо, остатки этих отношений и предстоит ликвидировать Ливанову, а украинские коллеги станут в этом ему прекрасными партнёрами. И уж тем более никто не позволит ломать либеральный курс через колено. Во-первых, это не стиль Кремля, да и страна просто может не выдержать резких движений на данном этапе. Во-вторых, накопленная за 25 лет инерция сама пережуёт кого угодно, в том числе и нового министра. Но ведь явно, что не в качестве жертвы была назначена бывшая сотрудница администрации президента на такой ответственный пост.

После введения в отношении России странами Запада экономических санкций и развязанной ими против нас холодной войны, российские элиты находятся в стратегической растерянности. Именно эта растерянность и не позволит поставить на данном этапе перед новым министром долгосрочные задачи. Но вот задачи «на короткой дистанции» мы можем определить с большой долей вероятности. Учитывая сделанные Ольгой Васильевой первые заявления на новом посту, одна из таких задач – это формирование команды, которая а) займётся пресловутым анализом проведённых реформ, б) будет сосредоточена именно на сфере образования («приоритет учителя»).

В этом смысле, вновь появившиеся слухи о разделении Минобрнауки на два ведомства могут оказаться вовсе не пустыми. Сама вероятность такого разделения может стать предметом торга с ориентированным на западный курс кругами, в результате которого может достаться «кожнай сястрыцы па завушніцы». А торговаться придётся, так как, по всей видимости, в этих кругах появилось раздражение и недовольство от назначения Ольги Васильевой на пост министра образования. А демарш главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венидиктова, который после скандального заявления покинул совет при Минобрнауки – является недвусмысленным сигналом. В случае «справедливого» разделения Минобрнауки на два ведомства «западники» останутся относительно довольными, а Ольга Васильева избежит чрезмерного давления, что позволит ей быстрее решить первостепенные задачи.

П.С.: Ну и не могу не сказать пару слов о перспективах образования в свете произошедших перестановок в правительстве. Увы, в обозримом будущем рассчитывать на улучшение ситуации не приходится. И дело не в Ольге Васильевой, а в ситуации в целом. Изменить ситуацию к лучшему может только комплексный подход при тесном взаимодействии ведомств, их взаимопонимании и проведении ими единого курса. А в этом случае нужно менять всё правительство, а не отдельных министров. Более того, все благие начинания и, вероятно, искренняя забота Ольги Васильевой об учителях могут быть разбиты одним заявлением премьера в стиле «денег нет, держитесь там».

Алексей Банников, РВС