О фильме "Свистать всех наверх"

Многие отечественные фильмы для детей не только продолжают традицию классической русской литературы — воспитывать своего читателя, но и ненавязчиво помогают ребенку создать свою мечту. Можно сказать, такие фильмы обогащают душу и укрепляют дух. Приключенческое кино «Свистать всех наверх» именно из этой серии.

Сначала немного общей информации. Фильм «Свистать всех наверх» снят в 1970 году (режиссер — Исаак Магитон) на основе повести «Обычные приключение «олимпийца» Михаила Енохина». Действие происходит в одном из приморских городов на юге СССР.

Фабулу произведения можно описать так: на пути к мысленно представленной цели — мечте — человек способен меняться сам и, заражая мечтой окружающих, менять других.

 

Обычный советский двор: стайки ребятишек, незатейливые игры, хулиганы — гроза окрестностей. Появление юного спортсмена, грезящего кругосветным плаванием, не только собирает детей, теперь уже занятых важным делом, но и привлекает интерес хулиганов. Интерес этот так велик, что хулиганы начинают помогать строить парусник (хотя и из корыстных побуждений), а затем и вовсе перевоспитываются.

 

Чем же интересен этот фильм?

 

Идет четкое разграничение: так поступать хорошо, а так плохо (помните стихотворение Маяковского: «Кроха сын к отцу пришел...»). При этом, как и в остальных детских сюжетах того периода, самый неисправимый хулиган получает возможность стать лучше. Это вообще характерная черта, которую мы видим также и в русских сказках и советских мультфильмах: даже у отрицательного персонажа может проснуться совесть.

 

Отношения героев, в том числе и негативно друг к другу настроенных, никогда не переходят в состояние «вендетты» — кровной мести. Тут можно воскликнуть: «Да в детском кино такого и не бывает, какую еще вендетту выдумал автор!». Можно, но давайте взглянем на один из самых популярных у подростков фильм — «Гарри Поттер». У главного положительного героя Гарри Поттера с самого начала есть антагонист — Драко Малфой. Вражда между ними нарастает из серии в серию. У «путешественника» Миши Ерохина тоже нашелся свой противник — Борька, отношения с которым начинались с мелких пакостей и тумаков от Бориса, а завершились протянутой  Мишке рукой помощи.

 

 

Дети, как учит фильм, не замыкаются в своей «игрушечной гавани», а вплотную взаимодействуют со взрослым миром, т.е. проявляют самостоятельность. Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» говорил о деятельной любви, здесь же, проводя аналогию, можно сказать о деятельной самостоятельности, не знающей преград. Корпус будущего корабля ребята достают на свалке заброшенных лодок, перевозят его буксиром на место ремонта, смолят и заделывают дыры, приобретают в магазине снасти на все накопленные деньги (можете себе такое представить сейчас). При этом взрослые не отмахиваются от детишек, а всячески им помогают.

 

 

Приобретение новых знаний и навыков становится архиважной задачей для ребят. Во-первых, есть лидер, обладающий этими знаниями и исполненный желания ими делиться, а во-вторых, сами юные мореплаватели полны жажды постижения искусства хождения под парусом, использования компаса; готовы столярничать, смолить и работать буквально до потери сознания.

 

Аллегорию известной притчи о посеянных зернах, попавших на плодородную почву («добрую землю»), можно отнести к возникшей идее кругосветного плавания, которая зажгла сердца не только близких друзей главного героя, но и его первоначальных противников. На протяжении фильма показано, как «зерна» этой идеи росли, меняя хулиганов: начав с мелких пакостей, они переходили к желанию украсть корабль, а закончили искренним раскаянием. Ребенок, посмотревший этот фильм, останется с мыслью о том, что в каждом человеке есть жемчужина мечты, которая только ждет своего часа. А это очень важно для полноценного развития личности.

 

«Свистать всех наверх» — пример хорошего детского фильма, который стоит посмотреть всей семьей. Он не только создает доброе настроение, но и формирует образы, на примере которых происходит воспитание и развитие ребенка. Отношения со сверстниками построены по принципу взаимного доверия и коллективной работы. Морская романтика и великолепное музыкальное оформление могут подтолкнуть юного зрителя на чтение приключенческих книг и освоение «мореходных» навыков, которые еще не раз пригодятся ему во взрослой жизни.