О ПОСЛЕДНЕМ ЗВОНКЕ

Во вторник, 24 мая, у моего сына, заканчивающего 11 класс, был Последний звонок. Мы с женой, примарафетившись (в разной степени – она больше, я меньше) отправились сквозь дождливую московскую погоду в школу.

Здесь нужно сказать о непростых, мягко говоря, отношениях нашей семьи с этой школой, точнее со школьной администрацией. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь о том, что на протяжении около полугода велась напряжённая битва за права родителей оказывать влияние на политику школьного руководства. Если помните, была нашумевшая кампания по отмене бесплатных продлёнок и вообще бесплатного дополнительного образования в российских школах. Вот в ней моя супруга и принимала активнейшее участие. Писались статьи, велась группа ВКонтакте, давались интервью телеканалам. Даю ссылки, заинтересовавшиеся могут сами почитать и посмотреть.

Группа Вконтакте, там есть все материалы.

Репортаж телеканала Мир.

Статьи по результатам битвы в ЖЖ.

Отсюда видно, повторюсь, что у нашей семьи непростые отношения со школой, а в особенности со школьным руководством.

Так вот, добрались мы до школы. Привычный школьный гам, усиленный предвкушением и подготовкой праздника. Суета, нарядные молодые люди и девушки, родители, бабушки, дедушки, учителя. Фотоаппараты, видеокамеры, опять фотоаппараты и опять видеокамеры. Смартфоны, планшеты, и опять планшеты. Возбуждение от происходящего царит на лестнице, возле актового зала и в самом актовом зале. Но в самом зале оно сменяется, и/или изменяется.

Наступает время занять территорию, занять как можно более выгодное место в зале. Себе и тому парню. Себе и подруге, себе и родственникам. Пометить эту территорию и, главное, защитить от конкурирующих самок и самцов. Как говорилось, в крайне разрушительном, антисоветском фильме Эльдара Рязанова Гараж: «В конце концов, мы здесь боремся за место под Солнцем, в виде гаража…». В общем, суета дополняется и/или заменяется «зооциумом».

Опять камеры и опять фотоаппараты с планшетами. Я даже приноровился смотреть на сцену через планшет дамы, сидящей передо мной. Там всё ярче, ближе и как-то живее. Ведь она выбирала тот ракурс съёмки, где происходило самое интересное на сцене. Почти как в телевизоре :-) .

Сам праздник, точнее его зальная, официальная часть, длился около 3 часов. Дорого выглядящий занавес на сцене. Шарики, как привычный способ украшения зала – нарядно и ярко. Нарядные выпускницы, почти невесты. Многие в стильных, от слова «стиль», нарядах. Ведь иногда непросто бывает оторваться от следования моде и подобрать подходящее по стилю лично тебе платье. Я был приятно удивлён. Совсем недавно девушки на выпускных соревновались в уровне вульгарности и отсутствии вкуса. В общем, радует то, что у наших девушек появляется вкус. Хотя, возможно, это влияние родителей, ведь школа «английская» и считается в районе престижной. Возможно, это работа нанятых стилистов. Мне сложно судить. Но хочется надеяться на лучшее.

Выпускники, мальчики, юноши. Костюмы, рубашки, туфли. Уже не такие угловатые. Костюмы носят привычно и уверенно. Хотя лица ещё не взрослые.

Ностальгия подхватывает меня и уносит в прошлое. И я таким был совсем недавно. Всего лишь двадцать лет назад. Да…, и мы танцевали на выпускном с моей будущей женой. Да…, как мы изменились, как я изменился… Стали совсем другими, и физически и внутренне, духовно, душевно. Сильно изменились…

Ведущие, – выпускники-активисты – дежурно читающие свои тексты по бумажке. Дежурные фразы об учителях, школе, родителях, учёбе, классе. Номера в основном сделаны на западной попсе. Девушки, неуклюже пытающиеся копировать эротичные движения танцовщиц с экрана телевизора. Умиление родителей. Товар почти готов к продаже. Можно ставить на витрину. «Мясцо» приобрело товарный вид. И обёртка родителями обеспечена.

Оживление в зале вызывает подборка песен 80-х – 90-х, на экране нарезка из «Дискотеки 80-х», «Американ бой», «Бухгалтер» и т. д. Девушки и юноши на сцене, пытающиеся копировать происходящее на экране. Завывания в зале. «Вау, уууу, браво».

Учительница, поющая застольную унылую песню про выпивку. Основные слова: чарка, выпьем, вызывают желание только с горя напиться. Насколько я знаю, выпускники под руководством родителей это и планируют сделать в кабаке вечером.

Идя домой, сравнивал свои сегодняшние впечатления с прошлогодними. Тогда я присутствовал на Последнем звонке в одной из школ, но не в Москве, а на Донбассе. В городе-сателлите Донецка – Макеевке.

Там обстановка в зале была во много раз проще. Никаких евроремонтов, кресла ещё советские, истёртый пол, наспех зашпатлёванные стены, в общем, крайне скудная обстановка. Наряды выпускников проще и несравненно дешевле московских. Послесоветская законсервированность донбасской школы резко контрастировала с «реформированной» российской, но темы номеров и там, и там – попсовые. Только в московской школе они в основном западные, а в донецкой – российские.

Война сильно повлияла на школьников, выступления их были заметно взрослее, заметно мудрее. У многих сильный личный эмоциональный опыт столкновения с войной и смертью. Многие видели смерть, были под обстрелами, у многих кто-то из родных напрямую связан с войной – воюет в ополчении, был ранен, а кто-то и убит. Юноши и девушки столкнулись с войной лицом к лицу, и это заставило их смотреть на мир по-другому. Сделало их старше. Это главное отличие выпускников этих двух школ.

Есть и общее. Это витринность девушек. Отношение их к себе как к товару, который нужно максимально выгодно преподносить. Позы, движения, манеры, ужимки, одежда, танцы – всё кич, всё подражание гламуру - глянцевым журналам и телевизору. Всё на продажу. Не скажу, что все такие, но подавляющее большинство – точно. У макеевских выпускниц это было просто, открыто и явно, у москвичек более тонко и изящно, но суть одна.

Весь день я провёл в размышлениях, в сравнениях, в анализе. Никак эта тема не выходила из головы. Вспоминал себя, вспоминал Макеевку, вспоминал московскую школу. Думал. Уже поздно ночью, лёжа в постели и мучительно стараясь заснуть, ко мне пришло понимание. Понимание того, что же не так, в чём главная проблема. Проблема, связывающая меня, учившегося на смене эпох во времена слома сознания и переоценки ценностей, у людей, выживавших на обломках разрушенной империи, – и современных постсоветских выпускников школ.

И у меня, и у моих детей одна основная проблема. Социум диктовал мне и диктует им вполне определённый образ жизни, определённое отношение к самому себе и миру. Это миропонимание и мироотношение не имеет истинно человеческих свойств. Это видение мира – как мира грызни, как мира приспособления к существующей реальности. В этом отношении к обществу и миру нет человеческого, есть только звериное. По возможности приспособиться, найти уютный уголок. В крайнем случае отвоевать, отнять его у конкурентов, у других самцов и самок. Выгрызть себе кусочек мира, спрятаться в этом маленьком кусочке, этом маленьком личном мирке. Именно в этом видится цель, и в этом то счастье, о котором говорят учителя, когда желают счастья своим ученикам. И сами воют от тоски – поют выпускникам застольные тоскливые песни.

Это ли человеческое? Это ли истинно человеческое отношение к миру? Разве наши предки мечтали о маленьком уютном личном мирке, в котором можно спрятаться от злого и страшного мира?

Истинно человеческое отношение к миру одновременно очень простое и очень сложное – постигай мир и меняй его. Постигая – меняй. Меняя – постигай. Двухтактное делание. Изучил – изменил – изучил штрих – изменил штрих, и так до полной победы. Так – до создания праведного мира. Мира тысячелетней мечты человечества о праведном царстве, праведном устройстве жизни.

Нет нынче этого и в помине. Не учли этому и нас в Перестройку, тем более не учат этому наших детей. Нет этого в школе. Нет этого в обществе. Нет этого на повестке дня народа. И в этом трагедия и нашего общества, и нашего народа, и нашей страны, и лично каждого из нас.

Подойду к этой проблематике с крайне прагматической точки зрения – ведь есть страны и народы-конкуренты. Они будут выжидать, когда мы перегрызём друг друга. Ждать, пока будут умирать в войне «за личное место под солнцем» я, мои дети, мои друзья, сограждане, наш народ. В войне учителей с родителями, родителей с детьми, детей с учителями – каждый с каждым. Они, стравив нас друг с другом и дождавшись, пока мы ослабнем, вцепятся нам в горло. И сделают это согласно той же самой звериной «справедливости».

Но ведь есть и другие точки зрения на эту проблематику.

В чём смысл жизни? Зачем человек рождается, зачем приходит в мир, в чём его миссия? В чём смысл эволюции? В чём отличие человека от животного? В чём История?

Мир — это всеобщая грызня? И главная цель человека – приспособиться к такому миру, отвоевать себе спокойный уголок и в нём сдохнуть? Добиться личного успеха для того, чтобы иметь возможность сдохнуть в комфорте? Это ли мечта человечества?

Если ответ – ДА, мне не жаль такое человечество…

 

Александр Кульчицкий, РВС.