О животном и человеческом в кинематографе

Недавно мы с детьми прочитали замечательную книжку, под названием «Баранкин, будь человеком!» и посмотрели одноимённый советский мультфильм («Союзмультфильм», 1963 г.). Эту книгу можно назвать эталоном советской пропаганды, призванной привить детям любовь к учению и труду. В ней поднимается, по сути, фундаментальная тема о животном и человеческом начале.

Тема эта важна, поскольку человек, с одной стороны, есть животное со всеми присущими тому инстинктами и стремлениями, с другой стороны, эволюционно наделён такими преимуществами, как разум, возможность действовать согласно абстрактным идеалам, а не сиюминутным желаниям, возможность контролировать инстинкты и менять окружающую действительность.

Ну и самое важное здесь — это понятие человечности. Для меня — это что-то вроде способности выйти за рамки только своей личности, только своих нужд, способность сопереживать другому человеку или сообществу или человечеству в целом. И не только сопереживать, но и действовать, в чём-то даже в ущерб себе, но ради ближних своих, ради всеобщего блага. И хотя как животный, так и человеческий мир явления многогранные и сложные (бывают бескорыстные животные и крайне эгоистичные люди), но можно выделить две упрощённые схемы, исходя из данного понятия человечности. Первое — это животное начало, характеризующееся борьбой за собственное существование, поиски наибольшей выгоды, путём угнетения других, распущенность, следование только основным инстинктам (власти, самосохранения, сексуальному). Второе — человеческое начало, являющееся социальной составляющей личности. Сюда относится осознание причастности к разумному человеческому обществу, стремление постигать мир, нравственно и культурно развиваться, способность бескорыстного действия на благо других. Эти две упрощённые схемы, лежат в основе разных концепций идеального построения общества. Например, советская система делала ставку на человечность. Отсюда пропаганда всеобщего научного и культурного развития. Идеальный человек — это человек-творец, раскрывающий свой потенциал в служении обществу. Советской системе противостояла западная модель, которая делала ставку на животное начало — индивидуализм, человек — потребитель, который, ведя борьбу за существование и участвуя во взаимопожирании, тем самым как бы способствует развитию общества в целом. В такой модели потребителю вовсе не обязательно, а даже и не желательно быть умным и всесторонне образованным. Главное, чтобы хитрости хватило на то, чтобы разбогатеть, всех надуть и переплюнуть.

Мои предпочтения очевидны — я считаю, что разум и человечность — это продукты эволюционного прогресса, и когда ставка делается на животную составляющую, то это шаг назад в эволюционном развитии (регресс).

Элементы пропаганды двух этих противоборствующих систем широко представлены в литературе и кинематографе. Давайте рассмотрим примеры.

1) Книга «Баранкин, будь человеком!» (Валерий Владимирович Медведев, 1971 г) и одноимённый мультфильм «Союзмультфильм», 1963 г.

Двое мальчиков не хотят учиться в школе и мечтают о такой жизни, в которой не нужно вообще ничего делать. Они думают, что животные живут в полном блаженстве и занимаются только тем, что едят, спят и играют. Мальчики с помощью заклинаний превращаются сначала в воробьев, потом в бабочек, потом в муравьев. Однако, окунувшись в животный мир, со всеми его опасностями, они понимают, что не так уж сладка эта жизнь, где в любой момент тебя могут съесть, прогнать, забрать у тебя пищу и т. д. К тому же животные оказываются вовсе не бездельники, для выживания они должны день и ночь без выходных и каникул трудиться. Постепенно мальчики понимают, что человеком быть намного лучше. Но по-настоящему они чувствуют себя людьми, когда видят несправедливый захват рыжими муравьями их собратьев — чёрных муравьев. Наблюдая, как убивают и уводят в рабство простых трудяг, в них просыпается человечность, они кидаются на выручку муравьям и друг другу. В идее мультфильма и книги человечность — это острое чувство справедливости и способность думать не только о самом себе, но и о своих ближних, о своём народе. Переживать беды народа и активно помогать. Став снова людьми, они хватаются за учёбу и труд, улучшают успеваемость в школе, налаживают отношения с одноклассниками. В общем, делают то, чем силен именно человек.

2) Нечто похожее можно проследить в книге «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (Ян Леопо́льдович Ла́рри, 1937 г), по которой был снят одноимённый фильм («Ленфильм», 1987 г.). Дети с профессором-биологом, уменьшившись во много раз, попадают в мир насекомых, в котором опасности подстерегают их на каждом шагу. Повсюду взаимное пожирание и борьба одних с другими. Уцелеть в этом мире им помогает не только тренированность (тогда в СССР придавали большое значение физическому развитию детей), но и обширные познания профессора о животном мире. То есть разум. Книга насыщена биологической информацией, мы узнаем множество подробностей  об особенностях мира насекомых, погружаясь в него.

3) Советский фильм «В поисках капитана гранта» (Одесская киностудия, СССР, 1985 г), — ярчайший выразитель данной идеологии. В нем слилось и человеколюбие, и братская помощь, и способность сопереживать унижаемым, нетерпимость к эксплуатации человека человеком и демонстрация силы человеческих знаний. Но главное, что для нас имеет значение, — это то, как капитан Грант выжил, оказавшись на необитаемом острове. На остров попало два человека. Капитан и его соратник. Соратник постепенно «оскотинился» превратился в дикое существо, которое даже разучилось говорить по-человечески. Капитан Грант остался человеком. Он не потерял ни достоинства, ни самообладания к великой радости наших героев.

Все эти примеры пропаганды советских ценностей провозглашают разум, знание, соединённые с человечностью, — как основу для спасения в тяжёлых жизненных ситуациях. К сожалению, сейчас этой советской пропаганды больше нет, а информационная среда заполнена примерами, основанными на противоположных (западных) концепциях, в которых спасительным провозглашается именно животное начало, а «человечность» определяется как слабость.

1) Возьмём, к примеру, фильм, который я смотрела недавно — «Жизнь ПИ» (20th Century Fox Haishang Films Rhythm and Hues, 2012 г.).

Корабль потерпел крушение, и несколько человек оказались в лодке посреди открытого моря. Не успели они и пары дней поплавать, как пожрали друг друга, а главный герой сожрал того, кто сожрал остальных. Но об этом было сказано лишь в конце рассказа, а весь фильм мы наблюдали красивую сказку, придуманную оставшимся в живых путешественником, в которой он своих спутников заменил на животных. Итогом истории было то, что именно животное начало помогло ему выжить. «Он спасал мне жизнь», — говорит главный герой про животное внутри себя. Правда, еще он говорил, что ему спасли жизнь уроки плавания отца, но тут же прибавляет, что отец дрессировал его, как остальных животных в своём зоопарке. И живя в «человечнике», он не видел мира.

2) Другие картины на похожую тему, например, «Аватар» (Lightstorm Entertainment 20th Century Fox, Dune Entertainment, Ingenious Film Partners, США, 2009 г). В нём человеческий техногенный мир показан ужасным и беспринципным, а дикий мир людей, живущих в гармонии с природой — прекрасным и духовным.

3) Мультфильм «Рио» (Blue Sky Studios, 20th Century Fox Animation, США, 2011 г), о попугаях, которые жили у людей, окруженные технологическими новшествами, но они рвутся к «свободе» и дикой жизни и в конце концов переселяются в джунгли. Далее противопоставляется дикая и свободная жизнь стесненной жизни в человеческом обществе. Как далека эта идея от нашего «Возвращения блудного попугая» (СССР, 1984 г), в которой попугай хотел свободы от своего хозяина «Свободу попугаю!», но в итоге, как и ребята из «Баранкин будь человеком», понял, что нигде ему не будет так хорошо, как со своим другом — мальчиком.

Думаю, что и вы, любезные читатели, сможете привести свои примеры того, как две разные противоборствующие концепции встречаются в кинематографе и литературе. И не только конкретно эти, но и многие многие другие. Наша же задача — разобраться во всех тонкостях ведущейся информационно-психологической борьбы за души людей и научиться быть не бездумными потребителями, а критиками, понимающими, какие концепции нам хотят навязать, в частности через кинематограф и литературу, какие из этих концепций приемлемы, а какие разрушительны для личности и общества.

 

Анна Яценко, РВС.