Оживляж

В Кремле, в главном концертном зале страны, прошло на прошлой неделе награждение российских деятелей эстрады наградами Национальной музыкальной премии. Пышная церемония состоялась 8 декабря. Триумфатором церемонии стала группа «Ленинград», награды которой присуждены в трех номинациях: «Лучшая рок-группа», «Лучшая песня», «Лучшее музыкальное видео».

Лучшей песней года жюри Национальной музыкальной премии (sic!) признало композицию «В Питере пить».

Давайте просто вчитаемся в текст шедевра года.

«...В Ростове шикарные плюхи, (то есть лепешки гашиша)

Размером с большую печать,

В Москве оху*тельно нюхать, (нюхать, понятно, кокаин)

В Челябинске лучше торчать. (дышать клеем, видимо, или бензином, уж не знаю)

А в Питере — пить!..»

Лучшее музыкальное видео — «Экспонат».

Сюжет описывать не буду, по большому счету речь идет о продажной любви.

Сразу скажу, что я — не г-н Энтео и не г-н Милонов, которых считаю в каком-то смысле аватарами Pussy Riot, обитающими, так же как и PR, за границами нормальности, только с противоположной стороны.

Первое. Сам феномен популяризации г-на Шнурова достоин отдельной статьи. Если говорить коротко, то причина его раскрутки — смерть отечественного рока и поп-музыки, умноженная на скуку потребительского общества.

Рок и поп больше не греют. Рок ожирел и опопсел, попса ожирела и приобрела все черты профнепригодности. Энергии с этих музыкальных сегментов — ноль на массу. Зритель скучает и ковыряет в зубах, переключая каналы. И тут приходит король подворотни, хулиган и матерщинник Шнур и табуированную некогда лексику кладет на мощные гитарные риффы. Эдакий «плевок в морду общественной скуке». Замерили разность потенциалов... Есть энергия. Обыватель перестал переключать каналы и обалдело пялится в экран: «А шо, уже и так можно?!» Ага! Работает! Давайте срочно больше мата и мощнее риффы. Даешь оживляж!

Второе. Общество, культурная рамка которого задается господами, подобными С. Шнурову (то есть поющими на языке подворотни, грязи) — оно ведь обречено упрощаться и гнить. Если песня года воссоздает карту России как карту своеобразного «кайфового самоубийства», то можно ли осуждать организаторов групп самоубийств ВКонтакте?

Третье. Есть китч, есть гламур, есть классическая культура. В каком-то смысле китч — это осадок, подонки; гламур — это тщеславная пена сверху, а здоровое тело классической культуры — посередине.

В том же СССР (ну куда без сравнения) музыкальные подонки безжалостно отсекались от любой раскрутки, гламур, как самодовольное ничтожное явление, тоже практически отсутствовал. Даже эстрада всегда тянулась к лучшим образцам классического искусства — тот же Магомаев, ранняя Пугачева и другие.

Что мы видим сегодня на сцене в кремлевском зале? Гигантский слой подонков, музыкального осадка — снизу. Толстенный слой гламура — сверху. И посередине — зачем? — Мацуев, Нетребко.

Как мне кажется, основная задача тех, кто сие шоу компоновал-простраивал, заключалась в том, чтобы за счет присутствия рудиментов классики, и добивая эти рудименты, осуществить некий «переворот».

Место классики должен занять удивительный тянитолкай или даже кентавр с головой какого-нибудь Киркорова и задницей Шнурова.

Классика же должна вдохнуть в этого урода жизнь и почить в бозе. Как говорится, если даже в бочку варенья положить ложку дерьма — получится бочка дерьма. Здесь же концентрация обратная.

Так зачем же конструируют подобные шоу-перевертыши?

Я даже не против ни группы Ленинград, ни самого Шнурова, но ведь не в Кремле и не в роли номинанта-автора Песни года.

Язык помойки возводится в ранг шедевра? Завтра эта помойка придет и в оперу, и в Большой театр. Мало там Волочковой? Ну какой-нибудь новый кентавр-Басков придет и завоет матерщину.

И ведь понятно, к чему адресует такая вот карнавальщина. Она адресует к примитиву.

И ведь понятно, какой процесс легитимирует эта карнавальщина. Процесс регресса общества, разложения более сложных укладов, структур на более простые.

И ведь понятно, к чему это все приведет. К замещению более сложных, но разлагающихся русских, советских культурных кодов сложными кодами иной природы.

А ведь культурные коды народа есть его основной стержень, если хотите — его ДНК, основной механизм воспроизводства собственной идентичности.

Значит цель — именно слом русско-советской идентичности и замена ее впоследствии на какую-то иную. Либо (что вероятнее) никакой замены идентичности не произойдет, а произойдет окончательный распыл народа именно как народа. Окончательное превращение его в т. н. «ордерное население», с которым делать можно что угодно, как с пластилином. Потому что самовоспроизводство идентичности будет уничтожено — вот почему.

Видя, что творится в сфере культуры и образования, с огромной долей пессимизма слушаешь речи о «месячниках патриотизма» и прочие официальные заявления.

Уж слишком очевидно расхождение сути говоримого и сути делаемого. Нельзя одновременно говорить о патриотизме и высокой культуре и вешать памятные доски маннергеймам, а также слушать Шнура в Кремле. Это всё вещи несовместные.

Нельзя говорить о поддержке традиционной семьи, а на деле поддерживать «контрактное родительство», которое и не родительство вовсе, а фостерный суррогат.

В общем, вот такие мысли вдогонку церемонии награждения лауреатов Российской Национальной музыкальной премии.

Антон Исаков