«Перспективное» ИЗО в 1 классе

Солнцев Федор Григорьевич "Крестьянское семейство перед обедом"

Интерес к современным учебникам для младших классов погнал меня в соседнюю школу, где я смогла на время раздобыть комплект учебников для первого класса системы обучения «Перспективная начальная школа» издательства Академкнига. Почему именно этот? Потому что у нас в городе и, как я понимаю, во всей Московской области именно на эту систему сейчас заставляют переходить учителей младших классов.

Передо мной учебник «Изобразительное искусство, 1 класс» И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. В обращении к школьнику написано:

«Этот учебник поведет тебя от привычного мира твоего дома, окружающей тебя природы, знакомых людей и событий в новый, неизведанный мир изобразительного искусства».

И вот первый урок про дом, показаны разного рода жилые дома, предлагается нарисовать/слепить/склеить домик. Нормально.

Вот урок про маму. Показаны картины известных и не очень художников, изображающих мать и дитя. Матери на некоторых картинах полуобнажены. Можно ли показывать это в 1 классе в первой четверти? Мне неизвестно, я не педагог. Но я бы некоторые картины показывать не стала, чтобы не отвлекать внимание детей на обнаженную грудь на уроке. Вряд ли это их сильно травмирует, но точно – отвлечет. Возникает вопрос, была ли проведена педагогическая экспертиза учебника? Но, в принципе, ничего катастрофичного. Нормально.

Третий урок – семья. И вот тут подборка изображений и вопросы к ним ставят меня в тупик. Не знаю, что почувствует первоклассник, отвечая на эти вопросы. Надеюсь, что читатели поделятся своими ощущениями.

Итак, изображение первое.

«Вот семья правителя Древнего Египта. Расскажи, что ты видишь. Сколько человек в этой семье? Как они относятся друг к другу? Как ты думаешь, почему солнце протягивает к ним свои лучики-ладошки?»

Я, признаться, с трудом идентифицировала, кто там мама, а кто папа. В любом случае, я затрудняюсь ответить, как они друг к другу относятся. И с какой целью солнце тянет к ним свои паучьи лапки, мне тоже непонятно.

В общем, картинка из чуждой древней культуры, где были свои каноны изображения, на мой взгляд, совершенно не иллюстрирует для первоклассников такую важную тему, как семья.

Изображение второе. Л. Ленен «Семья молочницы».

«Перед тобой семья молочницы. Как ты думаешь, счастлива ли эта семья?»

«Чтобы проверить свое мнение, ответь на вопросы: 1) кто изображен на картине? 2) что делают герои картины? 3) что выражают лица героев? 4) как природа отражает настроение людей? 5) какими средствами художник показал, что это дружная семья?»

Вторая картинка в теме про семью, и ничего, кроме глубокого несчастья и бедности, нам авторы показать не смогли. Дружная ли это семья? Возможно, но скорее всего ее скрепляет ее безнадежная бедность. Ответить прямо на вопросы затруднительно даже взрослым людям. Живопись начала 17-го века, как и древнеегипетская, тоже имеет свои особенности, без знания которых анализировать произведения крайне сложно.

В качестве четвертого изображения дана картина Рембрандта «Святое семейство». Приводить здесь ее нет смысла. Картина хорошая, однако при ее разборе необходимо затронуть тему религии и, наверное, как-то развить. Это скорее полезно, хотя после первых двух уже становится утомительно.

Но самый апофеоз урока – это четвертое изображение. Работа современного художника А. Рубецкого «Семейные ценности».

«А вот работа современного художника. Что можно сказать об этой семье? Почему на героях картины изображены маски? Как художник сумел показать, что мама и папа доверяют друг другу? Почему на лице девочки маска? На ком еще надеты маски и почему?»

Когда я показала иллюстрацию (простите, но это не картина) мужу, он вообще засомневался, семья ли это. Тема масок крайне запутанна и, похоже, выражает, что-то глубоко личное для художника. Но даже если снятые маски – это знак доверия женщины и мужчины на картине, то как догадаться об этом первокласснику?

После этого детям предлагают нарисовать свою семью. Думаю, что дети, конечно, откинут странные впечатления от увиденного и нарисуют семью без всяких странностей. Но урок был потрачен на то, чтобы тема семьи для ребенка стала чуть менее привлекательна, чем раньше. То есть урок потрачен на то, чтобы немного разрушить личность ребенка.

Я боюсь спрашивать у авторов, которые, судя по одинаковым фамилиям, приходятся друг другу какой-то родней, имеют ли они какое-то представление о семье вообще? О том, какой образ семьи они хотят формировать у первоклассников?

Известны ли авторам другие произведения известных художников на эту тему? У того де Луи Ленена есть картина «Крестьянская семья в интерьере», где хотя бы нет такой безнадежной печали как в «Семье молочницы». У Рембрандта есть «Семейный портрет», который было бы интересно обсудить.

Я уж не говорю о том, что есть замечательные русские художники. У Ф.Г. Солнцева есть очень яркая картина «Крестьянское семейство перед обедом», рассматривая которую, можно обсудить быт и жизнь крестьян два века назад. У Б.М. Кустодиева есть эмоциональное изображение его семьи «На террасе».

Хотелось бы читателям повести своих детей в «неизведанный мир изобразительного искусства» в представлении авторов учебника?

 

Анастасия Большакова, РВС