Поттера — в школы, сумбур — в умы

Депутат Заксобрания Ленинградской области Владимир Петров обратился к министру образования и науки Ольге Васильевой с просьбой включить книги о Гарри Поттере в школьную программу. По его мнению, произведения Джоан Роулинг помогут школьникам полюбить литературу, 7 декабря сообщает Лайф.

Петров приводит в пример частные школы, где факультативно читают и другие современные книги: «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин колец» Джона Толкина. Но обращение к министру образования тем не менее он подготовил не по ним. Почему же выбор пал именно на «Гарри Поттера»?

По мнению депутата книги Джоан Роулинг рассказывают «об отношениях между детьми и родителями, развивают постоянную любовь и связь с семьёй». Однако, анализируя их текст, детские психологи И. Медведева и Т. Шишова в своей работе «Гарри Поттер»: стоп. Попытка экспертизы» выявили ряд разрушительных для детской психики идей:

  • вседозволенность тех, кто принадлежит к обществу избранных (магов);
  • отсутствие сострадания и сопереживания;
  • девальвация понятия смерти;
  • размывание границ добра и зла (что характерно для оккультизма, где добро и зло пребывают в единстве).

Кроме того, герои Роулинг систематически нарушают школьные установления, часто врут, издеваются и проявляют жестокость к людям и животным, презирают физический труд и воруют. Гарри и его друзья внеморальны и, находясь над человеческими законами и ценностями, изображены привлекательно. Таким образом их «антиценности» закладываются в детское сознание, используя эмоциональную податливость детей и их интеллектуальную открытость.

Напомним, что в июне 2015 г. Владимир Петров дал интервью «Ленте.ру» по поводу другой своей инициативы: о направлении представителям Российского императорского дома — княгине Марии Владимировне и князю Дмитрию Романовичу — обращения с предложением вернуться в Россию. Тогда же предполагалось разработать законопроект, устанавливающий особый статус членов царской фамилии. Возвращение потомков Кирилловичей, по его мнению, помогло бы сгладить конфликт восприятия исторических событий в обществе. Однако тут же парламентарий признает, что этот шаг избиратели, скорее всего, «не поймут». А затем заявляет, что спрашивать мнение людей не нужно: «Здесь не надо опираться на мнение большинства. Надо прислушиваться к людям образованным, к профессионалам и специалистам. Мы же не интересуемся у шахтера и колхозницы о том, насколько удачно режиссер использовал художественные средства для реализации своего творческого замысла в картине «Левиафан». Для этого есть кинокритики».

Заметим, что пока ценности большинства не изменились в соответствии с ценностями некоторых представителей власти, воплощение таких идей, как возвращение псевдомонархов в Россию, невозможно. Эта и другие подобные инициативы станут возможными, только если существующие ценности изъять и заменить их иными ценностями или «антиценностями», а знания — «незнаниями».

По поводу новой инициативы депутата нужно также отметить, что количество учебных часов фиксировано, поэтому при введении «Гарри Поттера» в школьную программу, видимо, нужно будет убрать какие-то традиционно присутствующие в ней художественные произведения, например, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова или «Мёртвые души» Н. В. Гоголя?

Кроме того, есть основания предполагать, что раскрутка, вызвавшая превращение Гарри Поттера в некую субкультуру, обошлась раскрутчикам в суммы значительно большие, нежели вся полученная от книги и ее производных прибыль. А значит, стоит серьезно отнестись к тем «программам», которые «поттеризм» закладывает в сознание. Кто-то, видимо, готов оплачивать программирование сознания детей более щедро, нежели оплачиваются обычные рыночные начинания.