Причины смерти детей – незаконные изъятия

В связи с неоднократными случаями гибели детей после изъятия их из семьи органами опеки, 19 ноября 2015 года по инициативе общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» прошла пресс-конференция на тему «Государство отнимает детей – кто отвечает за их жизнь?»

С 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ 442 «О социальном обслуживании граждан в РФ», который разрешает и поощряет деятельность социально ориентированных НКО, а значит, вводит в социальную сферу коммерческие отношения, помощь нуждающимся в социальной поддержке становится элементом рынка. Чтобы деятельность таких НКО приносила прибыль, должен быть создан некий банк данных, в том числе и о детях, оставшихся без попечения родителей. Сейчас оформить опеку над ними появилось много желающих. Опека эта ведь не простая, а возмездная. За неё  «приёмная семья» получает от государства несколько десятков тысяч рублей в месяц. Для некоторых  семей такая опека становится источником дохода, при этом формируется некий специфический вид рынка. Сейчас эффективность работы органов опеки в некоторых регионах оценивается именно количеством выявленных «социально-неблагополучных семей». В выявлении и «ликвидации» этого «неблагополучия» опека зачастую нарушает законы.

И как отметили представители родительской организации, количество жалоб на действия опеки, поступающих на телефон горячей линии РВС, увеличилось в разы. Наиболее типичные обращения – угроза от органов опеки отобрания или изъятия ребенка из семьи.  

Члены родительской организации отмечают, что за несколько лет своей работы они наблюдают трансформацию отношения органов социальной защиты к институту семьи. Семья перестала быть для них ценностью, членов семьи они рассматривают только как индивидов, которые общаются между собой на основе гражданских отношений (которые касаются посторонних друг другу людей), а родственные отношения – это не что-то особое, что нужно защищать.

Хочется напомнить, что по действующему законодательству немедленное  изъятие ребенка возможно только в случае реальной угрозы его здоровью и жизни. Но зачастую ребенок изымается из семьи по совершенно ничтожным поводам – не сделанный вовремя  ремонт, старая мебель, недостаточное количество продуктов в холодильнике, отсутствие работы у одного из членов семьи – т. е. по социальным показателям. Но по закону социально-опасное положение семьи не является поводом для отобрания ребенка,  это повод для индивидуальной профилактической работы с семьей. Но вместо профилактики ведется разнузданная пропагандистская кампания по демонизации социально неблагополучных семей, нагнетание истерии вокруг «семейно-бытового насилия». Нас убеждают, что бедные семьи не достойны нормального отношения, они почти звери, они – третий сорт.

Так беспардонно опека действует не одна, помощь ей оказывает комиссия по межведомственному взаимодействию, в которую входят различные службы – комиссия по делам несовершеннолетних, представители органов правопорядка, медицинские работники и т. д.  И вот такая комиссия устраивает рейды по семьям с конкретной целью изъятия ребенка. Само слово «рейд» переводится с английского как  «набег, налет, облава, внезапное нападение». У родителей часто просто насильно отбирается ребенок, помещается в больницу. Тут опять же нарушается закон – независимо от возраста ребенка, мать имеет право быть госпитализирована вместе с ним в медицинское учреждение. Если мать не лишена родительских прав, то лишить её возможности находиться рядом с малышом никто не должен.  Разлучение естественной связи матери и грудного ребенка влечет резкое ухудшение психического состояния здоровья малыша, снижение его иммунитета, ухудшение здоровья вплоть до гибели, что и случилось в Краснодарском крае и Санкт-Петербурге.

Эти случаи взяты на контроль уполномоченным по правам ребенка РФ П.Астаховым, но уже сейчас родители, адвокаты и общественники встречают препятствия в получении информации и наблюдают затягивание рассмотрения этих дел со стороны гос. структур, имеющих отношение к расследованию гибели детей.

Незаконно отобранные дети сразу же начинают оформляться под опеку в приемную семью. Т. е. имея законных родителей, не лишенных судом своих прав, дети пристраиваются под возмездную опеку чужим людям, хотя в качестве первоочередных опекунов должны рассматриваться ближайшие родственники ребенка.  Происходит очередное нарушение закона.

Действуя не по закону, а по методичкам, разработанным различными НКО, одним из которых является государственный (!) фонд «Поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», ведётся атака на наши российские семьи. Методички разработаны по западным лекалам, с ориентацией на западную семейную ситуацию, на их уровень насилия в семье (сильно отличающийся в худшую сторону от российского), на их семейные традиции. И вот этими самыми методичками пытаются подменить российские законы.

Для легализации такого беззакония Совет по правам человека при президенте РФ инициировал рассмотрение закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия», где под  физическое, психологическое насилие подводят воспитание как таковое. Особенно трудовое. Этот закон позволит ребенку доносить на родителей – будет инициирована война между членами семьи, родители и дети станут противоборствующими сторонами. За ребенком будут закреплены особые права, которые будут рассматриваться в отрыве от прав семьи. А опеке развяжут руки, что может привести к социальному взрыву в стране. Ведь не каждый родитель спокойно отдаст своего ребенка, будет нарастать недовольство и сопротивление.

Обо всём этом шла речь на конференции.

Для изменения сложившейся неблагополучной ситуации, связанной с работой органов опеки, «Родительское Всероссийское Сопротивление» предлагает принять некоторые поправки к Семейному Кодексу, позволяющие усилить суверенитет семьи.

Во-первых, ввести уголовную ответственность за незаконное изъятие детей из семьи, а также за отказ вернуть ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения.

Во-вторых, ввести судебное подтверждение необходимости разлучения ребенка с родителями при немедленном отобрании.  Экстренное отобрание предусматривается только  при непосредственной угрозе здоровью и жизни ребенка. И как мы видим, само отобрание представляет «опасность здоровью и жизни ребенка», поэтому органы опеки должны веско обосновывать перед судом необходимость такого изъятия.

В-третьих, необходимо внести уточнения в те статьи семейного Кодекса, которые  позволяют  без суда лишать родителей их прав на воспитание детей. То есть сделать более однозначным механизм лишения прав. Ребенок не может быть отдан под опеку, пока его кровные родители не лишены родительских прав.

Эти поправки не решат всех проблем, но позволят в срочном порядке остановить те беззакония, которые творят чиновники на местах. И эти меры позволят сохранить жизнь и здоровье многим детям, которых не посмеют разлучить с родителями.

Первоочередное право  решать, что хорошо для семьи и ребенка, а что плохо, должны иметь не чиновники, действующие по своему произволу, а прежде всего – сами семьи. Государство же должно своими законами охранять это право, данное родителям природой и помогать семьям в трудных жизненных ситуациях.

Нечаева Татьяна, РВС.