Реформа так просто не остановится

В 2016 году произошла смена «либерального» министра Ливанова на вроде бы как «патриота-государственника» Васильеву. Васильева сделала ряд заявлений, во многом противоречивых и непоследовательных, однако заставивших у общественности появиться надежде – а вдруг, наконец, остановится разгром образования? А у тех, кто столько лет разрушал образование, наоборот, появилась тревога. И вот специально для второй категории граждан один из главных идеологов-реформаторов образования Адамский написал статью «Образовательная политика в 2017 году обещает быть скучной», где доходчиво объясняет, что волноваться не о чем. Приведу ряд цитат:

«Думские фракции, особенно их лидеры, федеральные и региональные СМИ, большая часть профильных экспертов так долго ругали модернизацию образования, так долго призывали вернуться к старой доброй советской системе образования, что сейчас все даже опешили – когда сокровенное сбылось, в формате устной демоверсии пока что.

Как в великом фильме Геннадия Полоки „Интервенция“: „вы просите песен – их есть у меня!“ И… гром прогремел – вот вам министр-консерватор.

И все как вы хотели: школа должна прежде всего возродить трудовое воспитание, вернуть астрономию, больше контрольных, проверочных работ, пять обязательных бесплатных кружков, домашнее задание – восстановить в правах, второй иностранный язык – минимально, и обязательный список произведений – да так, чтобы каждая запятая от зубов отскакивала! ЕГЭ изменить до неузнаваемости, количество учебников свести к минимуму….

Новая риторика ведомства – общепримиряющая, и нельзя не признать, что результат этой риторики – поразительный! Ольге Васильевой удалось терапевтировать многомиллионную аудиторию за очень короткий срок, накал страстей вокруг образования резко спал, ее популярность выросла до лидерских высот, министерство перестало быть жупелом. И эта риторика абсолютно адекватна тенденции приверженности подъему ценности национальной идентичности, национальной культуры….

Так вот, образовательная политика в 2017 году, на мой взгляд, будет скучной, потому что вчерашние критики модернизации образования против такой риторики возражать не станут.

И я считаю, что эти результаты могут быть достигнуты наряду с архаичной риторикой, но повернуть вспять модернизацию российского образования, на мой взгляд, чрезвычайно сложно.

Ведь модернизация системы образования Российской Федерации происходила не по умыслу министров или «врагов-разрушителей», прокравшихся каким-то образом в тайные места принятия решений, а по воле высшего руководства страны. Более того, все эти шаги были результатом реализации законов, указов, постановлений правительства, распоряжений, подписанных либо президентом В. Путиным или президентом Д. Медведевым, либо председателем правительства В. Путиным или председателем правительства Д. Медведевым.

И для того чтобы повернуть вспять, надо внести изменения в большое число законов, нормативных актов. Одно искоренение термина «образовательная услуга» станет многомесячным развлечением не одной сотни чиновников разных ведомств. И основной вопрос: обоснование этих изменений! Значит, надо признать, что премьер (председатель правительства) В. Путин и президент (председатель правительства) Д. Медведев были неправы, вводя нормативно-подушевое финансирование, ЕГЭ, профильное обучение, проводя оптимизацию системы образования, модернизацию региональных систем образования и пр. Точнее говоря, сами президенты В. Путин и Д. Медведев должны признать, что их действия были ошибочны, сотни миллиардов рублей выброшены на ветер, кадровые решения были также ошибочны, и теперь все нужно делать наоборот!»

Вам все понятно? Т.е. министра поставили, чтобы «терапевтировать многомиллионную аудиторию» с помощью «новой риторики». И надо понимать, что за реформой образования стоит не злая воля отдельных людей, а вполне осознанная политика очень серьезных сил, кровно заинтересованных в понижении культурного и интеллектуального уровня народа. Сказано же Адамским четко — все происходящее является «результатом реализации законов, указов, постановлений правительства, распоряжений, подписанных либо В. Путиным, либо Д. Медведевым». Поэтому никакой «добрый министр» это не остановит.

И что же делать? То, что и всегда надо было — не надеяться на «добрых» царей и министров, а всеми силами сопротивляться. Даже если представить, что Васильева реально захочет что-то изменить, то ей нужна опора внизу. Но не поклонники нужны, а те, кто готов вести борьбу до конца, тогда можно всегда сказать: «Вот и рады бы мы провести очередную «модернизацию», но эти ненормальные же нас разнесут, давайте пока не будем».


Разумов Андрей, движение "За возрождение образования"