Школа перед выбором: «база» или «профиль»?

Согласно новым программам все школьные дисциплины можно будет преподавать на двух уровнях. Базовые программы в разы проще профильных. По этой причине массовая школа неизбежно будет тяготеть к «базе», что предопределит её дальнейшую деградацию.

Как мы уже писали, в настоящее время Минобр активно ведет разработку комплекса программ для старшей школы (ПООПСОО), который, вполне вероятно, будут внедрять в самое ближайшее время. В наше распоряжение поступила его последняя версия.

ПООПСОО предполагает введение ряда новых дисциплин: «право», «экономика», «экология», «Россия в мире», «естествознание» и «второй иностранный язык».

Практически все предметы имеют две программы: базовую и профильную (по математике этих программ три ). «Естествознание» заменяет собой сразу три дисциплины – физику, химию и биологию – все на уровне «базы».

Обучение становится профильным, что означает установление образовательной сегрегации. Фактически происходит перестройка школы под ЕГЭ.

Наиболее откровенно сказано об этом в программе по истории. На базовом уровне там предполагается рассматривать вопросы мировой и отечественной истории периода с 1914 по 2012 г.г. А на профильном к этому добавляется еще и повторение периода до 1914 г., «направленное на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы» (т.е. к ЕГЭ, – см. с. 286. Заметим, что авторы программы до сих пор не осознали, что никакой «итоговой аттестации» по истории в школе нет, а есть вступительный экзамен в вуз в виде ЕГЭ, который сдают исключительно по желанию).

Введение перечисленных выше новых дисциплин не подкреплено никакими аттестационными требованиями (соответствующих ЕГЭ сегодня нет, а ничего другого по закону не положено). При этом хорошо известно, что в старших классах все предметы, которые не нужны для ЕГЭ, учениками (и школой) массово игнорируются. Так что же будет с этими «правом», «экономикой», «экологией» и т. д.? Кому понадобилось вводить предметы, на которых ученики заведомо не будут перетруждаться, потому что никаких экзаменов по этим дисциплинам нет? Или, может быть, введут ещё дополнительно 5 — 6 ЕГЭ, и их число приблизится к 20? Но школьники уже сегодня стонут оттого, что единые экзамены стоят очень плотно, и их приходится сдавать буквально через день.

Заметим, что ПООПСОО перечеркивает планы по введению обязательного выпускного экзамена по физике. Какой тут экзамен, если предмета «физика» у многих просто не станет, а будет «естествознание»?

Последствия разделения всех дисциплин на два уровня очевидны и предсказуемы. Базовое преподавание безусловно проще профильного. По этой причине массовая школа неизбежно будет тяготеть именно к «базе». И она найдет способ отправить на этот уровень всякого ученика, который не успел проявить себя в соответствующей дисциплине.

ПООПСОО предопределяет образованию дальнейшую деградацию.

Наша традиция требует учить ВСЕХ, ВСЕМУ и ВСЕРЬЕЗ. Никакого «базового обучения» (для «тупеньких») на государственном уровне в России никогда не было. У нас были и должны быть единые основные образовательные программы.
А вот углубленное обучение регламентировать не надо. С этим вопросом без проблем разберутся сами «продвинутые» школы, имеющие признанный многолетний опыт, который Минобр охватить и осмыслить просто не в состоянии.

 

Источник

Дарья Иванова, РВС