Школьные учебники для США создают индусы

Когда я работал в Бостоне (2000 - 2005 год), у меня был хороший знакомый, компьюторщик. Тоже из Ленинграда. После перестройки он уехал в США насовсем и работал в Бостоне с 90х годов, знал американскую жизнь намного лучше меня и рассказывал много интересного.

Компания, в которой он работал, занималась дизайном и выпуском каких то учебников для американских школьников. Когда он поступил работать, там было человек 15. Располагалась она в окрестностях Бостона, и всю работу по оформлению сотрудники делали сами. Потом компания переехала подальше от Бостона, но мой знакомый предпочел остаться жить в Квинси и ездить ежедневно туда и обратно. С пробками выходило как бы не больше часа в одну сторону. К 2005 году, по его словам, в офисе работало человек 75. Но самое интересное, они делали только эскиз стиля оформления нового учебника и посылали через интернет то ли в Пакистан, то ли Индию. Благо там английский язык со времени британской колонизации основной государственный. Оттуда им присылали в электронном виде полностью оформленный учебник, и они, проверив, отсылали его печататься в Китай.

В то время я был полностью погружен в свою работу (биологию) и политикой совершенно не интересовался. Для меня это было первое столкновение с американской версией аутсорсинга. Когда вся работа дешево выполняется в других странах, а размеры американской части компании все равно растут прямо по Паркинсону, постулировавшему, что любая бюрократическая система стремится к неограниченному росту. Что поразительно, при всей своей мощи, США на сегодняшний день глобально не самодостаточны. Ладно, ширпотреб, покупаемый в Мексике, Китае и остальном мире за свеженапечатанные американские доллары. Но, оказывается, и учебники для школ пишут в Индии. А самое серьезное это то, что ученых, несмотря на вполне приличные (в отличие от общеобразовательных школ) университеты и институты, они тоже приглашают в основном из других стран. Возможно потому, что молодежь, идущая учиться, больше мечтает стать лоером (юристом, адвокатом – от law – закон) или стоматологом. Потому что заработок у них существенно выше. А романтику фундаментальной науки в американских школах как то не доносят до детей. А впрочем, и само значение образования как-то не очень доносится.

Такая вот улыбка центра мировой паутинки.

Вид на Бостон с моста Лонгфеллоу (фото автора).

 

Глеб Иванов, РВС.