В скором времени Россия станет страной поголовной грамотности. Ура?

Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (действие 2, явление 5)
 
Читаю вчера новости и — о радость: наш новый министр образования и науки Ольга Васильева тоже считает, что уровень грамотности у нас в России оставляет желать лучшего. Тоже — это потому, что я тут недавно писала заметочку на эту тему, и она вызвала живейший отклик у моих друзей.
 
Однако несколько смутил меня бодрый настрой нашего министра, она намерена «железной рукой» (моё) «быстро и отчасти твердо» «даже через принуждение» (Ольга Васильева) заставить изучать русский язык, как следует из её заявления, всё население нашей страны. Как-то не вижу я соответствующих механизмов, позволяющих исполнить такое, весьма похвальное, намерение министра образования. Разве что для чиновников/госслужащих.
 
 
 
 
 
 



Этих можно обязать участвовать, например, в «Тотальном диктанте», а оценку за него каким-то образом учитывать при аттестации, или что там есть аналогичного для этой категории наших граждан. А то ведь, если посмотреть на результаты диктанта в этом году, пятёрки заслужили лишь 2% его участников. Из чего СМИ сделали вывод, что «Россияне не справились с „Тотальным диктантом“».



Однако организатор этого проекта в 2016 году Ольга Рябковец вовсе не находит случившееся катастрофичным, её вполне удовлетворяет тот факт, что 98% написавших диктант в этом году знают, что слово искусство пишется с двумя «с». Сообщив об этом журналистам, она уклонилась от дальнейшего обсуждения уровня грамотности участников, так как считает, что главное здесь не победа, а участие (моя вольная интерпретация её интервью на Коммерсант.ru).

Но такое благодушное настроение по поводу существующего уровня грамотности российского общества не разделяет президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, мнение которой в тот же день, что и заявление Ольги Васильевой, опубликовало ТАСС.  Цитата из новостей агентства:

«Вербицкая отметила, что сейчас уровень преподавания русского языка и литературы в школе в целом нельзя назвать высоким — „нет хороших учебников, нет хороших методов обучения“. Подготовка учителей, по ее мнению, тоже ведется недостаточно тщательно. „Для педагогических вузов должны быть особые условия приема“, — считает она».

Если учесть, что Людмила Алексеевна является президентом РАО уже три года, действительным её членом аж с 1995, ректором, а потом президентом СПбГУ была на протяжении более 20 лет и вообще всю свою сознательную жизнь занимается образовательной деятельностью, причём именно филологической, то мне почему-то кажется, что  есть и её вина в таком состоянии нашего образования, и совсем даже не маленькая.

Кстати, Васильева на упомянутом выше форуме заявила о необходимости ввода специальных дисциплин для повышения грамотности будущих преподавателей (в советских вузах такие спецкурсы были).

Ну что ж. Диагноз поставлен. Намерения у нового министра образования архисерьёзные. Как говорится, будем посмотреть… во что они выльются. Главное — чтобы в реальные и полезные дела, а то почему-то все прежние реформы в сфере нашего многострадального образования его совсем до ручки довели.


 
Галина Соловьёва, РВС.
Регион: