ВЦИОМ: доступность и качество российского здравоохранения

ВЦИОМ опубликовал результаты исследования «Доступность и качество российского здравоохранения: оценки пациентов», проведенного в июле 2015 года. Интересно сравнить эти результаты с докладом министра здравоохранения Вероники Скворцовой на недавней встрече с президентом.Скворцова, опираясь на социологические исследования, сообщила, что доступность медицинского обслуживания в стране высокая и что удовлетворенность населения и его доверие к государственным клиникам растет. Выводы, которые делала министр, выглядели странными, если обратить внимание на то, какие данные были приведены в подтверждение.  Например, доступность медицинской помощи оценивалась по месту нахождения поликлиник. Но ведь доступность зависит от того, получит больной необходимую помощь в этой поликлинике или нет в нужное ему время. Если поликлиника находится рядом, а к врачу не попасть, то толк от «шаговой доступности» – нулевой, и от осознания, что сроки получения помощи укладываются в «регламент», больному не легче. Ну а уровень доверия населения государственным организациям оценивался по факту обращения сразу в государственное медицинское учреждение (будто бы человек, у которого нет денег, может обращаться куда-нибудь еще...).

 

Посмотрим теперь, как видится пациентам ситуация в здравоохранении в другом исследовании – исследовании ВЦИОМ, проведенном в июле 2015 года. По данным ВЦИОМ, 38% людей в случае болезни не обращались в государственную поликлинику – свое нежелание они чаще всего объясняли плохой организацией работы. Поскольку вопросы в разных исследованиях ставились неодинаково, то  сравнивать ответы сложно, но кое-что кажется возможным для сравнения.

 

Например, Скворцова говорила о росте удовлетворенности населения оказанием медицинской помощи при всех видах медицинской помощи. В результатах исследования ВЦИОМ с докладом Скворцовой однозначно совпало только то, что работа скорой помощи, по мнению граждан,  улучшилась – среди тех, кто смог ответить на этот вопрос, так считает большинство -  36%. Однако большинство людей из тех, кто смог ответить на вопрос, считают, что реформы (сокращение и укрупнение больниц) усложнили и доступ к узким специалистам и получение места в стационаре (а это неизбежно должно сказываться отрицательно на «удовлетворенность» населения медицинской помощью). При этом 65% опрошенных считают качество оказания медицинских услуг в государственных больницах и поликлиниках низким (напомним, что по данным Скворцовой негативно оценивали «текущую ситуацию в здравоохранении» 32%). Вот гистограмма результатов ответа на некоторые вопросы в исследовании ВЦИОМ:

К сравнительным данным ВЦИОМ по динамике каких-либо показателей следует относиться осторожно – помня, что заявлена статистическая погрешность, не превышающая 3,5%. Это значит, что изменение за год показателя, например, количества обратившихся при болезни в бесплатную поликлинику с 55% до 60% вовсе не означает достоверный рост этого количества – границы доверительных интервалов показателей перекрываются.

 

Неудивительно, что доклад министра здравоохранения, прозвучавший оптимистично, дал повод первому заместителю председателя Комиссии по охране здоровья, физической культуре и популяризации здорового образа жизни Эдуарду Гаврилову  назвать  соцопросы в условиях отсутствия достижений инструментом искажения реальной картины с оказанием медпомощи населению, качество и доступность которой в реальности значительно снизились за последние два года.

Ольга Горянина, РВС