Вопросы правового регулирования информационной защиты детей

Доклад на межрегиональном круглом столе «Как родительское сообщество может защитить детей от вредной информации», посвященном Международному дню защиты детей

Актуальность защиты детей от вредной информации преувеличена быть никак не может, и неудивительно, что все присутствующие единодушно это признают. Как (также единодушно) признают, что существующее положение дел – настоящая война, в которой главные удары противника направлены именно на наших детей, на их неокрепшую психику, на их развитие.
Формат и регламент  мероприятия (к нашему сожалению) не позволяют в полной мере осветить главные причины, почему эта самая вредная информация на нас и наших детей так навязчиво изо всех щелей лезет, почему мы вынуждены размышлять о правовых методах регулирования отношений, которые более тысячи лет успешно регулировались только культурой, моралью, и тому подобными отнюдь не правовыми средствами.

Мы говорили о теоретических (психологических, филологических) сторонах вредной информации. Теперь же давайте взглянем на проблему с точки зрения законодательства и частично коснемся практики его применения. Недостатки ныне действующего Федерального закона № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее также – "Закон") полностью подтверждают вывод о ведущейся войне. 
Основная проблема ныне действующего законодательства - исключения для некоторых отношений, которые (нам представляется, что вовсе не случайно) допущены Законом. Эти исключения, в большинстве касающиеся "священных коров" т.н. либерального рынка (т.е. общества потребления), сводят на нет все потуги Закона.
Поскольку работа над Законом ещё не закончена, здесь приведены лишь наиболее выпирающие недостатки Закона, явные лазейки, делающие Закон не столько защитой, сколько пособником растления наших детей
 

Часть I. Базовые исключения
Цель и задачи этого Закона содержатся в первой же его статье ("сфера действия закона"), собственно повторяющей его название.
Однако уже в этой же самой первой статье содержатся фундаментальные исключения, позволяющие с уверенностью объявить Закон обычным прикрытием, ширмой, под которой упомянутая информационная война совершенно беспрепятственно продолжается.
Так, часть 2 статьи 1 определяет, что Закон НЕ распространяется (!) на отношения в том числе в сфере:
• оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;
• оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
• рекламы

То есть уже в первой же статье заложены фундаментально-подрывные положения. Риторический вопрос: а почему это в вопросах защиты детей нужно выделять какие-то особые области, на которые  Закон не должен распространяться?
Исследования организованной нами родительской экспертизы и выступающие здесь (и не только здесь) специалисты – ученые-эксперты являют очевидное: значительная часть вредной для здоровья и развития детей информации передаётся либо под видом научно-технической информации (учебники), либо под видом исторической-художественной или иной культурной ценности (те же учебники), либо прямо в рекламе. 
Более того, для учебников и рекламы Закон и в других специальных статьях делает особые послабления ("льготы"). В частности, частью 4 ст. 11 Закона УЧЕБНИКИ полностью освобождены от соблюдения требований Закона снабжать информацию знаками информационной продукции (подразумеваются знаки, ограничивающие возрастную категорию "0+", "6+", "12+" и т.д. - прим.). Частью 3 ст. 13 Закона той же "льготой" наделяется реклама!
 
Про учебники уже сказано в предыдущем докладе, что именно через них (учебники) сейчас распространяется среди детей значительная часть вредоносной дли них информации. Про рекламу – ещё более очевидно; ведь именно через рекламу и льётся основной поток, разрушающий психику детей, их социальную идентичность. Давая такие вот безграничные послабления рекламе, Закон (как уже сказано) становится не просто защитником детей, а скорее пособником распространителей пакости, красочной ширмой для растлителей нашего подрастающего поколения.
 
Законом (частями 4,5 статьи 6) предусмотрено, что "в образовательной деятельности и в кинематографии классификация инф.продукции (соответственно снабжение этой продукции знаками инф.продукции) может, помимо Закона, регулироваться также соответствующим законодательством – об образовании и/или "законодательством РФ о государственной поддержке кинематографии".

Это также принципиально неверное допущение. В частности, употребленный в Законе термин "законодательство РФ о государственной поддержке кинематографии" – определение весьма расплывчатое, категорически исключающее возможность адекватного определения как того конкретного круга отношений, подлежащих защите, так и способов этой защиты. Во-вторых, и закон об образовании, и законодательство о кинематографии – не могут изменять или дополнять или иным образом интерпретировать закон о защите детей от вредной для них информации, это категорически недопустимо. Это же очевидно, что закон о защите детей от вредной информации должен иметь безусловный приоритет над всеми другими регуляторами информации, без дополнительных "культурных" и/или "научных" и/или "образовательных" законов, которые могут иметь прямо противоположные цели и задачи! Напротив, и образование, и кинематограф, и другие способы информирования детей, и тем более реклама, - все вместе и каждое из этих отношений не может регулироваться иначе как с учетом приоритетных требований нашего Закона о защите детей от вредоносной информации.

Такие вот "фундаментальные" (базовые) недостатки. В второй части доклада будет проанализирован еще один из существенных пробелов в Законе, каковым может быть назван установленный круг (перечень) информации, запрещенной или ограниченной для распространения среди детей.
 
Олег Барсуков, юрист, член Адвокатской конторы Санкт-Петербурга, член экспертной группы общественной организации "Родительское Всероссийское Сопротивление"