ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект Федерального закона «О психологической помощи населению»

24 июня 2014 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 553338-6 "О психологической помощи населению в Российской Федерации". Авторами законопроекта являются Депутаты Государственной Думы Л.И.Швецова, И.В.Белых, С.С.Журова, С.П.Кузин, Ю.А.Липатов, И.В.Мануйлова, С.Ш.Мурзабаева, В.В.Терешкова, Н.А.Шайденко и Члены Совета Федерации З.Ф.Драгункина, Л.П.Кононова.

Рабочая группа «Юридический фронт» внимательно изучила содержание указанного проекта Федерального закона и пришла к выводу, что в нынешнем виде документ содержит ряд положений, угрожающих законным правам и интересам граждан Российской Федерации.

В частности, особого внимания и контроля заслуживают следующие нормы Законопроекта.

  1. Согласно ч. 2 ст. 3 предлагаемого проекта закона в случае противоречий он имеет приоритет перед иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере оказания психологической помощи.

При этом, указанный приоритет распространяется не только на ранее принятые нормативно-правовые акты, но и на принимаемые в дальнейшем: новый федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Федеральный закон. То есть в случае принятия проекта в данном виде преодолеть недостатки, рассмотренные ниже, при помощи иных законов, предоставляющих больше гарантий прав, будет невозможно.

  1. В ч. 6 ст. 8 проекта закреплено, что при оказании психологической помощи несовершеннолетним лицам допускается присутствие их законных представителей.

При этом, законодателем не предусмотрено, кто будет принимать решение о допуске, чем это лицо будет руководствоваться при принятии такого решения и каким образом решение об отказе в допуске законного представителя можно будет обжаловать.

  1. По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 9 законопроекта оказание психологической помощи несовершеннолетним лицам в возрасте до 14 лет производится на основании обращения их родителей, опекунов или сотрудников государственных учреждений, несущих ответственность за ребенка.

Вместе с тем, согласно ч. 3 той же статьи согласия законных представителей для оказания психологической помощи указанной категории лиц не требуется в следующих случаях:

  1. при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

КОММЕНТАРИЙ:

Не указано, кто и в каком порядке будет устанавливать факт жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия.

Если порядок установления данных фактов не урегулирован, то вполне вероятна ситуация, что факт физического насилия будет устанавливаться на основе простого визуального осмотра, потому что редкий ребенок ни разу не ушибался и не оцарапался.

Фактически данный пункт дает право без согласия (да и без ведома – если не требуется согласие, то нет и обязанности уведомлять) родителей или иных законных представителей проводить при обнаружении любого физического повреждения у ребенка, например, психологическую экспертизу ребенка, поскольку психологическая экспертиза является одним из видов психологической помощи. Как в дальнейшем будут использоваться результаты данной экспертизы предсказать невозможно.

  1. в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;

КОММЕНТАРИЙ:

При признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении родители не лишаются родительских прав, но данным проектом они лишаются права контролировать, кто и каким образом будет диагностировать и корректировать психологическое состояние ребенка, какие консультации и тренинги с ним будут проводиться.

Однако согласно п.1 ст.63 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (п.1 ст.64 Семейного кодекса Российской Федерации). В случае применения указанного пункта родители будут лишены возможности проконтролировать, в каком направлении идет психическое развитие ребенка, и защитить его интересы в случае необходимости просто потому, что не будут информированы об оказании ребенку психологической помощи в любом ее виде.


 

  1. при психологической профилактике в учреждениях образования и организациях здравоохранения и органов социальной защиты;

КОММЕНТАРИЙ:

Данный пункт также предоставляет большие возможности по воздействию на детей при отсутствии согласия на такое воздействие их родителей. Следует отметить, что в ст. 7 проекта дано следующее определение:

«психологическая профилактика и психологическое просвещение – это формирование у получателя психологической помощи потребности в психологических знаниях и желании их использовать для саморазвития, самосовершенствования, самореализации, предупреждения возможных нарушений в развитии его личности и индивидуальности, а также для создания благоприятных взаимоотношений в семье и обществе».

Иными словами, без согласия и ведома родителей будут предупреждаться возможные нарушения в развитии личности и индивидуальности ребенка. Однако сама возможность таких нарушений может отсутствовать.

  1. если они оказались в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;

  1. при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно, по телефону доверия.

КОММЕНТАРИЙ:

В силу возраста ребенок до 14 лет не всегда способен осознать, пользу или вред принесет ему определенное вмешательство. Поскольку не указаны виды психологической помощи, которые могут применять к анонимно обратившемуся ребенку, то возможно применение всех видов, указанных в ст. 7, в том числе психологического анализа и немедицинской психотерапии, психологической экспертизы и т.д. Будет ли при этом сохраняться анонимность обращения неизвестно.

В ч. 2 ст. 11 проекта указано, что сбор данных, использование в качестве объекта научных психологических исследований или учебного процесса, фото-видео или киносъемка, а также присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи, или его законного представителя. Сомнительно, что ребенок до 14 лет в отсутствие законных представителей сможет заявить о своем несогласии.

Пункт 3 ст. 11 предусматривает возможность оказания психологической помощи на дому:

«В связи с объективной невозможностью посещать лиц, оказывающих психологическую помощь, такая помощь может оказываться на дому. Порядок оказания психологической помощи на дому устанавливается, соответственно, уполномоченным федеральным органом в сфере психологической помощи, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи, внутренними документами саморегулируемых организаций психологов.

В связи с тем, что Законопроект содержит лишь отсылочную норму, а проекты соответствующих подзаконных актов пока не разработаны, возникают обоснованные вопросы к законодателю. В каких случаях можно будет считать, что лицо не имеет объективной возможности для посещения психолога? Каков будет порядок оказания помощи на дому? Какие положения будут вправе устанавливать саморегулируемые организации психологов в своих внутренних документах? Не угрожает ли эта норма конституционным правам граждан на сохранение личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) и на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ)?

С учетом того, что психологическая помощь может оказываться несовершеннолетним, указанная норма потенциально создают возможность злоупотреблений со стороны лиц, оказывающих психологическую помощь.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 11 проекта предусмотрено право получателя психологической помощи на отказ от ее получения на любом этапе ее оказания. Реализация данного права ребенком до 14 лет самостоятельно в отсутствие законных представителей также весьма сомнительна.

  1. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 12 проекта государственная политика в сфере психологической помощи направлена на координацию деятельности в сфере психологической помощи с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики.

В каких формах будет осуществляться эта координация проект не определяет.

При этом в п. 10 ч. 4 ст. 18 проекта закреплена обязанность психолога обеспечивать, если это требуется по результатам психологической диагностики, соответствующее взаимодействие со специалистами других профессий для оказания психологической помощи.

Психологическую помощь могут оказывать только специальные лица – государственные учреждения и негосударственные организации, а также индивидуальные предприниматели. Специалисты каких других профессий могут потребоваться для оказания именно психологической помощи – проект не определяет.

  1. Одним из принципов оказания психологической помощи указан профессионализм, обеспечиваемый соответствием квалификации психологов установленным законом требованиям и требованиям стандартов.

Однако стандарты разрабатываются Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов и утверждаются федеральным уполномоченным органом. То есть психологи будут сами разрабатывать правила, по которым они должны будут работать, а федеральный уполномоченный орган (кстати, не определенный в проекте) будет только утверждать, то есть проверять на соответствие формальным признакам, а не по существу.

  1. Частью 1 ст.22 проекта установлена обязанность лиц, оказывающих психологическую помощь, размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационных сетях либо доводить до граждан иным законным способом следующую информацию:

1) порядок и формы оказания психологической помощи, в том числе бесплатной;

2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав граждан на получение психологической помощи;

3) сведения о психологах, включенных в реестр психологов;

4) телефоны доверия;

5) адреса и телефоны лиц, оказывающих психологическую помощь.

Следовательно, невозможно будет противостоять распространению информации о телефоне доверия для детей.

  1. В пояснительной записке к законопроекту указано, что его принятие обеспечит создание условий для повышения качества и уровня жизни семей с детьми, обеспечение профилактики семейного неблагополучия, принятие мер по защите прав детей.

Несмотря на то, что п. 3 ч. 2 ст.12 проекта в качестве адресатов психологической помощи указаны различные группы населения, испытывающие психологические проблемы, на предупреждение, разрешение, преодоление которых направлена государственная политика в сфере психологической помощи, в пояснительной записке упоминаются только дети и семьи с детьми, что свидетельствует об истинной направленности данного законопроекта.

В настоящее время Законопроект направлен на рассмотрение в Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.

Параллельно ведется разработка других нормативных-правовых актов, затрагивающих права детей и их родителей (в частности, закона «О профилактике бытового и семейного насилия») можно сделать логичный вывод - сторонниками ювенальной юстиции не оставлены попытки внедрить соответствующие механизмы путем принятия пакета, на первый взгляд разрозненных законов, а не одного-двух, как было в 2011-2012 годах. Это означает, что угроза вмешательства в жизнь тысяч семей продолжает оставаться высокой.

 Принимая во внимание вышеизложенное, экспертная группа РВС «Юридический фронт» намерена и в дальнейшем осуществлять мониторинг законодательных процедур в отношении проекта Федерального закона «О психологической помощи населению», а также других законопроектов, затрагивающих конституционные права семей, детей и их родителей, давать им правовую оценку и информировать о ходе их рассмотрения.

Алина Якимец,

участник  экспертной группы РВС

«Юридический фронт»