«ЧЕСТНЫЙ ЕГЭ-2014» ПОКАЗАЛ, ЧТО ОБРАЗОВАНИЕ УЖЕ ПОЧТИ ЛИКВИДИРОВАНО

Подведены итоги двух обязательных ЕГЭ — по русскому языку и математике.)

Сегодня у нас есть уникальный материал для анализа. Ниже приведена подробная статистика результатов ЕГЭ по русскому языку и математике в одном из регионов России (Республика Карелия). Аналогичной статистики по стране в целом пока нет.

МАТЕМАТИКА. Каждый столбик диаграммы соответствует одному первичному баллу оценки работы школьника. Максимальный первичный балл по математике равен 33 (15 - блок "В", 18 - блок "С"). Диаграмма должна содержать 34 столбца (баллы от 0 до 33), но реально их 32, потому что в Карелии 32 и 33 первичных балла не набрал никто. Школьников, набравших более 90 итоговых баллов, всего 7 из более чем 3 тыс. Под каждым столбцом диаграммы стоят числа, которые представляют шкалу пересчета первичных баллов в итоговые. Шкала резко изменилась по сравнению с прошлым годом. Теперь решение первой простейшей задачи блока «В» уровня начальной школы даёт в итоге 7 баллов и для получения аттестата достаточно решить всего 3 таких задачи (а не 5, как в прошлом году). Отметим, что те же самые 7 баллов даёт в итоговый результат самая сложная задача блока «С» (при условии выполнения остальных заданий).

Главная беда не в том, что такая шкала пересчёта первичных баллов создаёт иллюзию относительного благополучия, и не в том, что выпускник с уровнем знаний третьего класса начальной школы придёт учиться в вуз (там к таким уже привыкли). Самое страшное, что эта система мотивирует учителей (которых оценивают по среднему баллу ЕГЭ их выпускников) заниматься исключительно с самыми тупыми школьниками самыми тупыми задачами, потому что задача В1 и задача С5 приносят в итоговый результат выпускного класса одинаковые 7 баллов.

Многие учителя и репетиторы уже сетовали на то, что ЕГЭ по математике в нынешнем году был сильно усложнён. Но на самом деле это не так. Просто в ответ на нашу критику несколько заданий были выведены за пределы рамок шаблона, установленного в демоверсии ЕГЭ и КИМах прошлых лет. Натаскивали школьников на одно, а получили они другое. Отсюда результат. Провал на приведенной ниже диаграмме в столбце 66 баллов означает наличие «необычной» задачи в блоке «В». А в блоке «С» такими были задачи С5 и (отчасти) — С2.

Теперь о русском языке. В нынешнем году порог "зачетной" тройки (необходимой для получения аттестата) был снижен с 36 до 24 баллов. Из диаграммы ясно, что для этого было достаточно получить 6 первичных баллов. ЕГЭ по русскому содержит 30 заданий блока «А», в которых требуется выбрать один правильный ответ из четырёх. Каждый верный ответ даёт один первичный балл. Так вот, если за выполнение ЕГЭ по русскому усадить американскую обезьяну, которая обучена всего лишь ставить галочку в клеточку, то эта обезьяна будет набирать в среднем 7,5 первичных баллов (30/4). То есть с вероятностью больше ½ она сдаст ЕГЭ по русскому!

Таковы у нас сегодня обязательные выпускные экзамены средней школы. Математика — для третьего класса, а русский язык — для американской обезьяны, которая по-русски уж точно — ни слов, ни букв.

Наш «герой» глава Рособрнадзора С.Кравцов объяснил, «почему так». Он заявил, что «выпускники не должны пострадать от максимально честного проведения ЕГЭ в этом году».
Вдумайтесь, насколько глубока эта фраза! ЕГЭ сегодня — это не средство оценки уровня подготовки школьника и не средство мотивации к учению. От ЕГЭ не должны страдать! Подчеркнём: от «честного ЕГЭ»!

При этом вопрос о том, насколько отразятся все изменения «правил игры» на образовании в целом, даже не ставится. Словом, организаторы ЕГЭ озабочены лишь сохранением имиджа своей химеры. Но это плохо получается по независящим от них причинам. После кампании 2014 число сторонников ЕГЭ ещё более убавится.

По системе ЕГЭ давно звонит колокол.

Результаты ЕГЭ 2014 по математике (Республика Карелия) (http://ege.karelia.ru/Default.aspx?pageid=9250 )

Результаты ЕГЭ 2014 по русскому языку (Республика Карелия)

Дарья Иванова, РВС.