10 декабря в Пятигорске в форме «круглого стола» прошло обсуждение вступающего в действие с 1 января 2015 года Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».

10 декабря в Пятигорске в форме «круглого стола» прошло обсуждение вступающего в действие с 1 января 2015 года Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». 

«Круглый стол» в столице СКФО, посвященный детальному обсуждению некоторых норм нового закона, а также поправок к нему – это уже второе мероприятие в Ставропольском крае по указанной тематике, активно освещавшееся местной прессой.

Причина нарастающей риторики на данную тему кроется в серьезной обеспокоенности общественников, родительского сообщества и специалистов качественным изменением сути понятия «социальная помощь гражданам», и, соответственно, изменением содержания самой социальной работы, функций  и задач соц.работников, которые постулирует новый закон. 



       «Круглый стол» в Пятигорске состоялся по инициативе Ставропольского регионального отделения ОООЗС «Родительское Всероссийское Сопротивление» («РВС»).
          
          Прежде всего, стоит отметить, что около двух лет назад в Пятигорске состоялась пресс-конференция ставропольских делегатов учредительного московского Съезда ОООЗС «РВС». На пресс-конференции в Пятигорске в тот момент обсуждался результат совместных усилий родительского сообщества России и активного выражения мнения граждан РФ, когда было собрано около 200 тысяч подписей жителей России на имя президента РФ В.В. Путина против принятия законопроекта о так называемом «Соц. патронате».


                 Данный законопроект, согласно экспертному анализу юридического отдела  «РВС», содержал в себе правовые инструменты (в том числе, «размытые» формулировки), идущие вразрез с нормами Конституции РФ, позволяющие сотрудникам опеки и надзорных органов устанавливать по своему усмотрению контроль над фактически любой семьей, диктуя родителям  «нормы» воспитания собственных детей в  этих «подконтрольных» семьях согласно своим субъективным представлениям.
        В результате, данный законопроект,  ввиду активного противодействия родительской общественности и личного вмешательства президента РФ В.В.Путина, откликнувшегося на обращение граждан РФ в виде почти двух сотен тысяч подписей, был отклонен. 

        Однако, участники «круглого стола» в Пятигорске отметили, что новый закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» в целом ряде своих норм является, по сути, «правопреемником» отвергнутого законопроекта о так называемом «Соц.патронате».

   Наибольшую тревогу у участников мероприятия вызвали нормы, вводимые пунктом 1 статьи  22 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 29 Федерального  настоящего закона. Рассмотрим их.

         1. Так, новый закон вводит понятие профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. Статья 29 устанавливает, что «профилактика  обстоятельств» осуществляется, в том числе, путём «обследования условий жизнедеятель­ности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий».
В то же время, в законе не указано, что к профилактическим мерам соответствующие органы должны приступать только после обращения гражданина за какой-либо помощью.
     Следовательно, органы межведомственного взаимодействия будут иметь право входить в жилища, проводить «обследование», «выявление причин» ещё до наступления обстоятельств, дающих право на социальное обслуживание. Что можно расценивать как  «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия», что прямо запрещено частью 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации.

        2. Кроме того, статьей 22 вводится понятие «социальное сопровождение» - это «содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам».
          Пункт 1 статьи 22 гласит: при необходимости гражданам <…> оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
Однако, ни в одной статье ФЗ № 442 не упомянуто, что «социальное сопровождение» устанавливается с согласия и по заявлению гражданина или его представителя. Оно осу­ществляется «при необходимости», однако в законе не указанно, кто именно её определяет. 
        Более того, регламентированные статьей 22 и 29 мероприятия по предоставлению «социального сопровождения» в рамках межведомственного взаимодействия не имеют отношения к социальным услугам в понятиях ФЗ № 442 (ст.3). То есть не относятся к предмету регулирования закона. А значит, на мероприятия в отношении граждан, проводимые согласно этим статьям, не распространяется принцип добровольности социальных услуг.      
        Правда, гражданин может (ст.18) отказаться от социального обслуживания в письменной форме, но, повторим, - мероприятия, упомянутые в статье 22, не относятся к соц. обслуживанию, значит, требования статьи 18 на них не распространяются, и отказаться от них попросту нельзя.
Таким образом, нарушается базовый принцип добровольности оказания социальной помощи.


         Иными словами, согласно этим нормам нового закона, выходит, что под декларируемыми благовидными предлогами вводится тотальный контроль над гражданами (т.е., вышеупомянутый механизм «соц. патроната»).
           Вновь производится попытка легитимировать такое положение вещей, при котором органы межведомственного взаимодействия будут иметь право заниматься обследованием условий жизнедеятельности граждан в целях «профилактики и предотвращения», выявлять причины «неблагополучия» граждан без их на то волеизъявления.
         Что в конечном итоге приведет не столько к удовлетворению разнообразных потребностей граждан, сколько к расширению поля деятельности поставщиков услуг, обязанных, в том числе, заниматься соц. сопровождением, и получению большего финансирования организациями, предоставляющими эти услуги. 

         Признав, что новый закон несет в себе потенциальную опасность, прежде всего, для самых незащищенных слоев общества, в том числе и многодетных семей, собравшиеся на «круглом столе» специалисты и общественники скрупулезно рассмотрели  предложения (поправки), сформулированные членом Общественной палаты РФ Л.Н. Виноградовой в проекте ПФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ 442 "Об основах социального обслуживания граждан в РФ". Эти поправки полностью исключают возможность превратить сферу социального обслуживания в пространство тотального контроля и надзора над гражданами. Все поправки на "круглом столе" в Пятигорске были приняты.

         Участники мероприятия также подчеркнули, что любые законопроекты должны подвергаться не только широкой общественной дискуссии, но и скрупулезному изучению и обсуждению в экспертном сообществе.

          По итогам встречи был составлен список рекомендаций Общественной палате Российской Федерации. В частности, предлагается до нового года и вступления закона в силу обсудить и поправить его спорные моменты. А заключение экспертизы закона направить в Государственную Думу РФ для разработки законопроекта о внесении изменений в ФЗ-442.

Ольга Аветисян, РВС.