Какими будут образовательные учреждения будущего ?

В России 96 процентов молодых людей используют интернет для учебы. При этом 85 процентов школьников отмечают, что мобильные устройства в их классе по-прежнему запрещены. Кто лучше научит педагог или гаджет? Какими будут школы и вузы будущего? Заменят ли хорошую лекцию дистанционные курсы и проектные кластеры? Об этом шла речь на форсайт-сессии конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», который прошел в МГУ им. Ломоносова, 12 декабря сообщает «Российская Газета».

Мы хотим понять, в чем суть образовательных технологий, кто будет проводником инноваций в школах и вузах и какие компетенции нужно развивать, — рассуждает помощник президента РФ, председатель попечительского совета Российского научного фонда Андрей Фурсенко. — Можно ли отказаться от начитывания лекций, которые давным-давно есть в Интернете? Этот вопрос я задал многим уважаемым профессорам ведущих российских вузов. Все они хором начинали объяснять, что хотят видеть глаза студентов. Что они там увидят?

Форсайт-сессия стала мощным «мозговым штурмом», где ведущие эксперты из МГУ, МГПУ, МФТИ, Московского и Томского политехнических университетов напрямую общались с крупнейшими работодателями. «Роскосмос», «Русгидро», «Росэлектроника», «РЖД», «Газпром»... И каждой компании нужен свой «набор» знаний и навыков. А те, в свою очередь, меняются каждые несколько лет. Как получить суперспециалиста будущего? Научить учиться, ставить цели, искать информацию? Универсального рецепта пока нет ни у кого.

Мы много работаем с детьми и видим, что если в начальной школе ребята еще хотят придумывать нестандартные решения поставленной задачи, то к четвертому классу большинство уже делает только то и только так, как ему сказали, и не выходит за рамки данных учителем установок. К вузу ситуация только усугубляется, — говорит директор Корпоративного университета «РусГидро» Елена Аксенова.

Чтобы «не убивать» в молодом человеке творческий потенциал шаблонными схемами, во всем мире вводится проектное обучение, причем не формально, а тотально. В Голландии студенту дается задача — разработать прототип двигателя, и он выбирает для себя необходимые дисциплины: физику, математику, материаловедение... По такому же пути пошли финны, и Россия делает первые шаги.

У нас есть дисциплина «проектная деятельность», которая дается пяти тысячам студентов всех направлений, от экономистов до транспортников, — говорит проректор по учебной работе Московского политехнического университета Дмитрий Земцов. — К примеру, наши ребята сейчас разрабатывают коптер-платформу для сельскохозяйственных работ: дозаправка, смена батарей, обслуживание. И в этом проекте участвуют не только айтишники, но и инженеры, биотехнологи, маркетологи.

Будущее, считают эксперты, — за смешанным обучением, когда одновременно используются и обычные занятия, и дистанционные, игровые, проектные формы. Вот только на кого учить? Над этим ломают голову и вузы и работодатели. Если спрогнозировать спрос на специалистов на ближайшие пять лет еще реально, то 10-летняя перспектива уже вызывает большие сложности.

Мы пока плохо представляем, какие образовательные технологии будут нужны в будущем, — считает исполнительный директор по персоналу и социальной политике «Роскосмоса» Алла Вучкович. — «Роскосмос» участвовал в составлении справочника новых профессий. Их, связанных с космосом, там примерно 40. И значительная часть так или иначе состоит из присущих другим отраслям компетенций. Инженер-космодорожник, космобиолог и космогеолог, менеджер космотуризма... Все эти конвергентные профессии появятся после 2020 года. Но образовательные программы для них хорошо бы подготовить заранее. Для этого, по словам Аллы Вучкович, в вузах должна появиться новая должность - менеджер, который собирает компетенции, курсы и программы, как модули или кубики «Лего», по запросу работодателя.

______________________________________________________________

Комментарий РВС

Топ-менеджеры крупнейших корпораций собрались определить, какие навыки и знания будут востребованы на рынке труда в 21 веке. Сегодня крупные работодатели неизбежно сталкиваются с проблемой дефицита квалифицированных кадров на местах, возникшей  вследствие бесконечного реформирования системы образования. Результатом этого реформирования стала чудовищная необразованность огромного числа наших сограждан. Однако участники конгресса намерены продолжать реформирование. Образовательный процесс предлагается привести в соответствие с требованиями, продиктованными глобальной рыночной системой.   

Естественно, крупный бизнес по определению заинтересован в увеличении прибыли. Для увеличения прибыли необходимы сотрудники, обладающие  определенными навыками. Формированием этих навыков с точки зрения бизнеса и должны заниматься образовательные учреждения.

«В принципе, чем мы страдаем  это переполненность знаниями и недостаток навыков в обучении. Конечно, мы как работодатели, хотим получать людей с навыками. Потому что знания сегодня являются вторичными» — отметил Герман Греф.

Какими же навыками, с точки зрения организаторов конгресса, должен обладать специалист 21-го века? «В новом веке становятся наиболее востребованными универсальные компетенции… это умение человека организовать себя и свою среду, планировать свое время, умение учиться, ориентироваться в информационном пространстве, управленческие и коммуникационные навыки, социальный и эмоциональный интеллект, критическое и креативное мышление. Наступает период, когда необходимо понять направление развития передовых образовательных систем мира для создания глобальной образовательной экосистемы», отмечают организаторы встречи.

Фурсенко, в свою очередь, заявляет: «Определить на 5–6 лет вперед траекторию базового образования вряд ли возможно. Конечно, фундаментальные знания нужны, но вы обратите внимание на запрос работодателей. Это запрос на совсем другие компетенции. Мы не можем сначала учить принципиально одному, при том что жизнь будет потом требовать абсолютно другого».

Мы видим, что бизнес хочет стать ведущей силой  продвижения изменений в системе образования. Возможно, в какой-то степени это сможет решить проблему трудоустройства и занятости населения. Однако о воспитании целостной разносторонне развитой личности с действительно широким кругозором говорить не приходится.  Бизнес совершенно не заинтересован в получении образованного человека. Ему нужен робот с четким набор программ («компетенций»), который сразу после получения диплома займет рабочее место и начнет приносить прибыль. Разностороннее развитие личности, с точки зрения бизнеса, лишь напрасно повышает стоимость специалиста, позволяя ему выбирать работодателя, вместо того чтобы иметь единственный выбор, к которому он привязан ограниченным набором своих навыков.

Именно поэтому  нам настоятельно рекомендуют обучаться «компетенциям» чуть ли не с детского сада. «В ряде случаев детские сады у нас это вынужденная мера, прежде всего, социальный аспект. Мы строим сады, и уже с этого возраста дети, в том числе и в старших группах, в игровой форме обучаются и привыкают к железной дороге», — рассказал президент РЖД Олег Белозеров.