Власти начали заявлять, что общество потребления - это общество вырождения. Но кто виноват в том, что общество в России такое?


На днях губернатор Курганской области Вадим Шумков, видимо, ужаснувшись падению демографии в подконтрольном ему регионе, заявил, что во всем виновато «общество потребления»

«Проблема демографии напрямую связана с тем, что парадигма общества потребления на такой огромной территории не может вмещать в себя массовый образ многодетной семьи», - написал Шумков в своем открытом Telegram-канале.

Он подчеркнул, что демография падает, «потому общество потребления, в отсутствие понятных целей и задач, а также определяющей его развитие инициативы, неизбежно переходит в формат общества вырождения».

Комментарий РВС

Не можем не согласиться с мыслью губернатора об обществе потребления, переходящем в формат общества вырождения. Вот только власти, заявляя подобные вещи, забывают сказать о главном.

Жителям России десятилетиями внушали мысль, что альтруизм, самоотверженность, терпение (не путать с терпимостью и толерантностью), труд, жертвенность — это отжившие свое «категории», а мыслить и жить надо в парадигме «здесь и сейчас — и всё для себя», «ведь вы этого достойны» (да, «лучших» шампуня и крема).

Отовсюду шла атака на Человека: из детского сада и школы (где детей воспитывали и продолжают воспитывать именно в такой парадигме), из вузов, всевозможных развлекательных шоу по ТВ, рекламы, глянцевых журналов, современных книг, эстрады и кино. Новое общество — общество потребления — стало возводиться в абсолют.

Помощь стала называться услугами. Гражданский подвиг — усыновление ребенка — начали всячески нивелировать и отменять, заменяя его опекой, и при этом хорошо оплачиваемой.

Дошло до того, что на высшем уровне власти открыто было заявлено, что «квалифицированно использовать (=потреблять) знания, полученные другими людьми, – это не менее достойно, чем создавать их самому». Эту сакраментальную по сути фразу сказал не кто-нибудь, а помощник президента РФ по науке и образованию Андрей Фурсенко. Согласно этой парадигме, «растить» человека-творца не надо, напротив, «задача современной школы в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя».

И вот он вырос. Потребитель. Уверенный, что все ему должны, а он — ничего и никому. Что надо жить исключительно для себя (аргумент - жизнь-то одна, и надо взять от нее максимум). Что можно и нужно использовать, потреблять всё и всех. Даже люди стали рассматриваться не как сотоварищи, а как потенциальные источники удовольствий или неудовольствий, выгоды или невыгоды. 

Появилось и соответствующее понятие - «выгодный человек». Даже малые дети в детском саду стали назначать плату за «дружбу»: «Ты хочешь со мной дружить? А что мне за это будет?»

И вот этого старательно взращенного потребителя начинают теперь обвинять в меркантильности и расчетливости, в том, что он не хочет рожать и воспитывать детей (то есть жить не для себя, а для другого). Демография падает, а вы тут квалифицированного потребителя из себя строите!

Однако целенаправленно «растила» этого потребителя власть. Так что не власти теперь сыпать упреками в того, кого она «вырастила». Что выросло — то выросло. Сколько десятилетий, усилий и жертв понадобится для обратного превращения потребителя в человека, и возможно ли вообще это превращение — неизвестно.