Детская одаренность как инструмент разрушения образования

Фото с metateka.com

 

Конец прошлого 2015 года для всех, кто интересуется проблемами образования в нашей стране ознаменовался двумя новостями:

 

1)   Д.А. Медведев подписал Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 N 1239

«Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»;

 

2)   В.В. Путин подписал перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года. Поручений было 16, особенно запомнившимся из которых было сокращение контрольно-надзорных мероприятий и уменьшение нагрузки на учителей по составлению отчетов. Хотя, на мой взгляд, главным там является первый пункт: «разработать комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях». Но об этом как-нибудь в другой раз.

 

В этой статье мы обсудим постановление Д. Медведева о поддержке одаренных детей.

 

Перед тем как обсудить Постановление, нужно уточнить, что в вопросе об одаренных детях существуют две крайние точки зрения:

 

  1.         Все дети являются одаренными.

  2.         Одаренных детей найти крайне сложно.

 

Это две основные парадигмы, в рамках которых так или иначе решается вопрос, что делать с одаренными детьми и с детьми вообще?

 

Советская педагогика больше склонялась к тому, что все дети одарены. Поэтому все дети должны получать общее образование, сконструированное по схемам элитного образования. И сегодня часть психологов и педагогов считают, что проблемой является не поиск одаренных детей, а выявление одаренности всех детей. Это не исключает появление детей, резко отличающихся способностями к какой-либо деятельности. Тогда встает другой вопрос – есть ли смысл в отделении таких детей в отдельные учреждения для их еще большего роста или нет? Автору этих строк неизвестны удачные эксперименты по отделению таких детей. Есть ли школы, выпустившие большое количество гениев? Есть известные высшие учебные заведения, выпустившие множество известных ученых, но о них нужно говорить отдельно. А со школами сложнее. Известно, что далеко не все одаренные дети становятся одаренными взрослыми. И бывает, что дети, не выказывающие признаков одаренности, вырастают в гениальных взрослых.

 

Из  Постановления  можно понять, что писалось оно, исходя из второй парадигмы. Одаренных детей найти крайне сложно, поэтому для их поиска нужно создать большое разнообразие мероприятий (олимпиад, конкурсов, соревнований), победителей которых нужно записать в отдельный реестр, а затем на протяжении всего обучения поддерживать материально и специальными учебными планами, профессионально ориентировать и даже помогать в трудоустройстве (казалось бы, помогать нужно отстающим…).

 

Боюсь фантазировать о том, что будет с детьми, если с ранних лет на них навесить ярлык одаренности и что будет с окружающими их детьми. А по факту именно ярлыки и предполагают навесить. Такой ярлык не каждый взрослый может вынести, не изменившись (часто не в лучшую сторону), что уж говорить о детях? Часто бывает, что признаки одаренности могут сгладиться с возрастом. Что будет с ребенком, который однажды поймет, что он такой же, как все?

 

Вопрос одаренности очень спорный. Осторожные педагоги и психологи предлагают решать вопрос одаренности на протяжении многих лет наблюдений и вовлечения детей в различные мероприятия. Но к этим наблюдениям и мероприятиям должны иметь доступ все дети для того, чтобы не создать комплексов ни у одаренной стороны, ни у не проявляющей одаренности (в надежде, что и из этой группы дети начнут подавать признаки одаренности).

 

По поводу долгосрочного наблюдения за детьми в Постановлении говорится, что будет проводиться мониторинг развития одаренных детей (то есть тех, кому посчастливилось впрыгнуть в эти сани) в организациях, где обучаются эти дети, а также с помощью федеральных систем.

 

Получается, что создается реестр, куда заносятся дети с каким-то образом определенной одаренностью. На детей навешивается ярлык, соблазну которого противостоять неоформившаяся личность не может (как и не все родители смогут этот соблазн преодолеть). У детей начнутся в школе конфликты, уже называемые некоторыми современными психологами травлей. Во избежание этого предлагается создавать специальные школы для одаренных детей.

 

Надо сказать, что местные чиновники уже потирают ручки и планируют открытие таких школ в своих городах, так как чувствуют запах денежного потока с этого направления.

 

Как только появляются эти школы, все другие автоматически становятся школами «для всех остальных» (если не сказать крепче), где учат как придется – одаренных-то нет, а остальные еле тянут. Педагоги очень ценят в классах способных детей, которые тянут всех остальных за собой. Выдерни их из класса, и класс станет учиться заметно хуже. А если еще подсадить в класс в рамках инклюзивного образования пару-тройку детей с особенностями развития, то учебный процесс будет сорван.

 

И мы естественным путем получаем образование «в два коридора», то есть элитное образование и образование для всех остальных (чтобы немного умели считать и расписываться в платежных документах). Причем только с оптимистической точки зрения элитное образование будет действительно элитным. Ну откуда взять столько специалистов, которые имеют опыт в обучении одаренных детей? Какая школа будет применяться? Какие наработки?  Это будет формироваться на местах все теми же учителями и директорами, с учетом того, что эти рабочие места будут «хлебными» (то есть для «своих»). Так что, скорее всего, это будет образование «в один коридор» –  не элитный, но с пусканием пыли в глаза.

 

Вся эта система заработает уже осенью 2016 года.

Анастасия Большакова, РВС