Главными действующими лицами в школе должны быть педагоги и ученики

Фото с портала EDU-Inform – образование(с)

Здравствуйте, дорогие читатели!
Продолжаю знакомить вас с интересными и небезразличными людьми, и сегодня с особенным удовольствием представляю своего нового собеседника – педагога младших классов 199-й школы города Москвы – Лебедеву Елену Сергеевну. В нашей школе Елена Сергеевна работает уже 9 лет, а если рассматривать весь ее жизненный путь, то она постоянно окружена детьми самых разных возрастов. При этом у нее большой опыт работы с трудными детьми, в том числе имеющими различные медицинские диагнозы. Все мои дети учились или будут учиться у Елены Сергеевны в младших классах или в группах продленного дня, так что наше знакомство длится уже более 6 лет. Наш разговор мы начали с семьи Елены Сергеевны, в которой тоже были педагоги. 

1.     О семье и первом опыте работы с детьми

-        Елена Сергеевна, расскажите о своей юности – о родном городе, семье, школе.
Я закончила школу в 1995 году в городе Бобруйск, Могилёвской области, в Белоруссии. Город, хоть и небольшой, но славился достижениями своих школьников. У нас было много призеров всесоюзных олимпиад по математике, одним из которых был мой родной дядя Лебедев Геннадий Викторович. Кстати, он - один из соавторов учебника по информатике 1990 года для учеников 7-9 классов. Моя бабушка была преподавателем математики старших классов. Хорошо помню, как уже после того, как она вышла на пенсию, ее постоянно приходили навещать ее бывшие ученики.
Обязательно хотела бы сказать о своих школьных учителях. Большинство из них горело своей профессией, вкладывали в нас всю душу, и они до сих пор служат для меня ориентиром уже в моей работе. Вспоминаются в первую очередь учителя по биологии, русскому, математике и истории.  
 
-        Между школой и университетом у Вас был 5-летний перерыв, во время которого вы получили первый опыт работы с детьми.
На самом деле младшие дети окружали меня всю жизнь. Я была старшим ребенком и в своей семье, и среди многочисленных двоюродных братьев и сестер, так что заниматься с маленькими детьми я привыкла с детства.
А так, совершенно верно, по окончании школы я не смогла поступить на экономический факультет МГУ, как планировала. Тогда мы с семьей уже переехали в Москву; я пошла работать, а заодно начала участвовать в волонтерской деятельности. Мы сотрудничали с благотворительными фондами, которые помогали детским домам, семьям с детьми, у которых тяжелые врожденные заболевания.
Мы гуляли с детьми, кормили их, играли и занимались с ними. Были и очень тяжелые – дети с синдромом Дауна, аутисты, дети с другими серьезными ментальными заболеваниями.
 
-        Какой вуз Вы закончили?
Геологический факультет МГУ, куда я поступила в 2000 году. Защищала диплом на кафедре палеонтологии, туда же пошла в аспирантуру. Училась с огромным удовольствием, возможно, потому, что поступила не сразу после школы, а уже будучи достаточно взрослым человеком.
 

2.     Начало официальной работы с детьми

-        Елена Сергеевна, где Вы начали свою официальную педагогическую деятельность?
В 2010 году я пошла работать воспитателем в подмосковный детский сад в поселке Быково. В то время наличие высшего образования позволяло работать с детьми без дополнительных педагогических дипломов. 
Меня взяли помощником воспитателя, но через 3 месяца уже перевели на должность воспитателя. Тогда, опять же, это всё было довольно просто. На открытый урок собралась комиссия во главе с заведующей детского сада и приняла решение повысить меня в должности.
 
-        В детском саду Вы проработали относительно недолго – всего 2 года.
Да, мне надо было переезжать, и я пошла работать вожатой в детский оздоровительный лагерь «Энергия» при МЭИ. Там меня также довольно быстро повысили до заместителя директора лагеря. Работать было очень интересно, ведь приходилось взаимодействовать с большим количеством детей самого разного возраста.
А еще в то же время я начала заниматься обучением детей программированию; до сих пор мы активно сотрудничаем с НИСИ РАН – учим программировать дошкольников и младших школьников. В своей работе мы используем «Пиктомир» - это цифровая обучающая среда, которая разработана отделом школьной информатики НИИСИ РАН для обучения программированию дошкольников и младших школьников.  
 

3.     Школьная карьера

-        Далее вы уже оказались в нашей младшей 199-й школе, где работаете уже 9 лет. С чего Вы начинали?
С воспитателя группы продленного дня; еще точечно заменяла учителей в случае болезни. Плюс параллельно работала на полставки социальным педагогом – отвечала за питание в школе. 
 
-        И когда Вы начали вести уроки уже в роли классного руководителя?
6,5 лет назад. Преподавательница ушла в декрет, и я взяла свой первый класс, когда они заканчивали второй год обучения. Я выпустила этот класс, следующий класс, и с сентября начну работу со своим третьим классом. Здесь же хотела бы отметить, что сейчас для работы с детьми мне уже потребовалось пройти переподготовку и получить диплом учителя; одного университетского образования теперь недостаточно для работы учителем.
 

4.     Несистемный педагог

-        Вы называете себя «несистемным преподавателем», в чем специфика Вашего подхода к обучению детей?
Я исхожу из того, что все дети - люди. Многие считают, что ребенок – это какая-то отдельная категория, которую надо исключительно воспитывать, направлять, ровнять и т. д. Безусловно, это тоже необходимо делать, но если рассматривать ученика в первую очередь как личность, то применяются еще и другие методы преподавания, убеждения и воспитания.
Возможно, было бы проще вести уроки с позиции главного авторитарного взрослого, и такой подход безусловно имеет право на жизнь. Однако когда ко мне приходят мои выпускники, я вижу, что моя методика дает свои плоды.
 
-        А кого Вы хотите выпускать?
Я хотела бы на выходе из школы видеть взрослых, самостоятельных, думающих молодых людей, а для этого ребенок с младших классов должен не бояться высказать свою точку зрения, иметь свое мнение, понимать, что его готовы выслушать. Безусловно, «Сядь, молчи и слушай!» тоже иногда приходится включать в процесс, но когда один из моих выпускников сказал своей маме: «Елена Сергеевна разрешает мне говорить всё, что я хочу», для меня это был комплимент. Хочется в классе создать для детей безопасную и комфортную обстановку, где они могут быть самими собой.
 
-        А нет ли рисков с таким подходом, что дети не будут учиться?
Знаете, маленькие дети очень мотивированы на получение новых знаний. Об этом говорят многие педагоги и психологи. В детях живет естественное любопытство, а мы часто заглушаем в них это стремление тем, что не прислушиваемся к ним. Причины этого могут быть разные, часто объективные, ну вот я и хочу слушать и слышать их в школе, показать ребенку, что он важен и интересен. Я всегда говорю ученикам, когда они становятся постарше: «Я вас учу, но вы должны учиться». Я стараюсь подтолкнуть их к тому, чтобы думать самостоятельно.
 
-        Приведите пример такого подхода
На уроках математики я часто не объясняю детям как решать сложные задачи. Предлагаю им попробовать справиться с ними самостоятельно, предварительно дав им «инструменты» на более простых примерах. Очень приятно видеть, как они стараются, у детей горят глаза, краснеют щеки. Нам, взрослым, надо подкреплять в них это стремление к познанию.
 
-        А что бы Вы хотели сказать родителям своих будущих учеников?
Дайте детям в школе пожить своей жизнью. Не пытайтесь их огородить от проблем, которые там могут возникать, пусть они сами их решат. Даже если ребенок на что-то жалуется, возможно, он просто хочет с вами поделиться, а не ждет, что вы кинетесь в школу и будете решать его вопрос. Просто оказывайте ему поддержку в таких ситуациях.
Ну, и дайте детям возможность развивать свою собственную мотивацию и удовлетворять свое собственное любопытство. Меньше навязывайте, а больше предлагайте. 
И больше доверяйте учителю.
 

5.     Школа должна быть для детей и педагогов!

-        Елена Сергеевна, плавно подходим к ситуации в современных школах. Для кого они существуют?
Иногда ощущение, что для учеников и педагогов в последнюю очередь! Можно составить огромный список того, что находится в приоритете – рейтинги, инициативы министерства просвещения, департамента образования, города, Минцифры… Забывают, что у школы две главные функции – обучение и воспитание. Воспитание – это вообще отдельная тема. Когда я пришла в школу, открытым текстом говорилось, что воспитание – это зона ответственности родителей и только, но не учителя. 
И здесь я хотела бы еще раз обратиться к родителям – не подрывайте авторитет учителя! Особенно в современной школе. Если что-то не устраивает или есть какие-то вопросы, постарайтесь сначала поговорить с педагогом, не надо свое недовольство, часто возникающее от незнания реальной ситуации, выплескивать на учителя при ребенке. Это особенно актуально для начальной школы.
 
-        Раз уж начали говорить о современной школе, давайте обсудим «инклюзивное образование». У Вас серьезный опыт совместного обучения обычных детей и ребят с различными расстройствами.
Возьмем, к примеру, мой последний выпуск. У меня в классе было трое детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все диагнозы разные – тяжелое нарушение речи, нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития. У каждого - своя отдельная официально утвержденная образовательная программа, плюс еще есть сам класс, который учится по своей. И получается, что я каждый урок должна одновременно преподавать по четырем разным программам! Ощущение, что «инклюзивность» в том виде, в котором ее внедрили, придумали те, кто никогда не преподавал.
 
-        И как Вы выходите из ситуации?
Совместно с классом. Например, ребенка, у которого было очень сильное заикание, весь класс терпеливо ждал, пока он не ответит выученное стихотворение. Все постепенно поняли, что ему требуется время, чтобы ответить. Привлекаю других учеников к тому, чтобы объяснить материал ребенку с ОВЗ в рамках классной работы. Сам решил – объясни другому, у которого не получается. Это, кстати, очень полезно и тому, кто объясняет. Заодно развиваются те самые жизненные навыки. Дети сами поднимают руки и просят помощи у одноклассников. Причем просьбы уже очень правильные не «Начерти за меня отрезок», а «Объясни, какой он длины, где начало и т.д.». Соответственно в той ситуации, в которую нас загнали, учителю остро необходимо пространство для творческого подхода, а нас, к сожалению, ставят в сложные ситуации и еще стараются навязать жесткие рамки.
 
-        А как правильно, по Вашему мнению, должно быть организовано инклюзивное образование?
Для детей с ОВЗ должны быть свои специализированные классы, а сами классы уже можно располагать в одном здании с обычными учениками. Тогда дети с младшей школы будут понимать, что есть такие заболевания, что этим людям надо помогать, что они не такие, как все, они отличаются, но достойны уважения, могут быть друзьями…, но при этом образовательный процесс не будет страдать ни у одних, ни у других.
 

6. О главных проблемах современных детей

-        Елена Сергеевна, мало кто будет спорить с тем, что две главные проблемы современных детей – это привязанность к гаджетам и то, что они очень мало читают. Как Вы работаете над этим в своих классах?
Начнем с сотовых телефонов. К сожалению, смартфоны - уже часть их жизни, и полностью исключить их очень сложно. Соответственно, надо ограничивать их самые токсичные воздействия, а именно - игры и пагубное влияние коротких роликов из, например, Тик-тока; бороться надо в первую очередь с таким использованием гаджетов. 
Поэтому стараюсь учить детей использовать эти устройства с пользой для себя. Например, создала с ними общий чат, где у нас очень строгие правила. В результате, например, они привыкли к тому, чтобы использовать чат как информационную поддержку, а не как место для спама. Учу их искать нужную информацию в интернете. 
Ну, и без строгих правил тоже никуда. По правилам школьного внутреннего распорядка телефоны должны быть отключены и находиться в портфелях, так что будьте добры следовать этим правилам, в том числе и на переменах.
 
-        «Цифровая зависимость» часто же начинается с семьи.
Совершенно верно! Детей, которым с младенчества вручают телефон, видно сразу. И зависимость к началу подросткового возраста в четвертом классе становится очень сильная; очень сложно с этим бороться – дети очень часто стараются спрятать телефон под партой.
И очень смешно звучат в этой ситуации просьбы родителей «Елена Сергеевна, заберите у него телефон». Может, лучше сразу не давать его с собой в школу или перейти на кнопочный? Так что бороться с этой напастью мы с родителями должны единым фронтом, иначе победить будет очень трудно.
 
-        Перейдем к чтению. Как привить ребенку любовь к этому?
Есть у меня такие задания, особенно в первых классах, «читать 20-30 минут ежедневно». Причем для начала - неважно что. Пусть сам ученик выбирает. Не надо сразу навязывать какую-то определенную литературу. Тем более, я считаю, выбор сейчас очень хороший и разнообразной качественной детской литературы, по моему мнению, много.
Также очень хорошая традиция читать вслух. До любого возраста. Вот, кстати, рекомендация: если родители хотят, чтобы ребенок познакомился с каким-то конкретным произведением – это замечательно, если они почитают ему эту книгу вслух. Чтение перед сном — это вообще особый вид контакта. Чем больше и дольше вы будете это делать, тем ближе сложатся отношения с детьми. У моего дяди было пятеро детей и каждый вечер он всех их вместе собирал и читал перед сном - при том, что был очень занятой человек.
И родители должны сами обязательно читать! И желательно именно бумажные книги, не электронные. Будьте примером своим детям. И еще: не надо использовать чтение как наказание, только как поощрение. У меня в классе, если кто-то выполнил всю классную работу - в качестве бонуса получает возможность почитать.
 
-        Может, какие-то интересные подходы в этом вопросе используют Ваши коллеги?
У нас в школе у одного из педагогов – Марии Владимировны - дети в начале каждого урока читают по 5 минут. Приносят с собой книги в школу и там и оставляют, пока не дочитают. Очень интересный метод, собираюсь тоже попробовать.
 

7.     Учебники математики для начальной школы 

-        Елена Сергеевна, последнее время ломается очень много копий по поводу учебников математики для начальной школы. В нашей школе тоже были очень серьезные брожения по этому поводу, в том числе и в родительской среде. На слуху три учебника – Петерсон, Моро и Гейдман. Дайте, пожалуйста, свою оценку каждой из этих программ.
Для начала скажу, что главным фактором усваивания материала является педагог. У нас есть шутка – хорошему учителю учебник не нужен. 
А так - идеального учебника нет. В каждом есть свои плюсы и минусы. Каждый из этих учебников даст математическую базу, положенную в начальной школе: арифметические действия, таблица умножения, деление/умножение в столбик, основы геометрии и т. д. Различия заключаются в определенных акцентах. Например, самые большие числа в столбик складываются в учебнике Петерсон. Еще у Петерсон и в новых изданиях Гейдмана – хорошая подготовка к алгебре – много задач с буквами вместо цифр. Опять же у Гейдмана мне очень нравится, как отрабатывается устный счет, плюс наличие большого количества сложных текстовых задач.
Но еще раз подчеркну, что все типовые задачи во всех трех программах одинаковые.
 
-        А почему тогда многие родители и педагоги приходят в ярость, когда узнают, что их класс будет заниматься по Моро?
Их раздражает, что этот учебник навязывается школам «сверху». Люди не понимают, почему выбран именно этот учебник. Не было конкурса среди авторов или опроса среди педагогов. 
Если же говорить о конкретных недостатках в учебнике Моро – очень мало материала для закрепления. Соответственно приходится использовать большое количество дополнительного материала. Там очень мало задач «со звездочкой». А вот к учебникам Петерсон и Гейдмана я такие претензии предъявить не могу.
И вообще эта ситуация с принуждением к учебнику Моро стоит в ряду других инициатив, которые постоянным потоком льются на учителей из различных госструктур. Мы и так находимся в серьезном напряжении, так как постоянно окружены маленькими детьми, а тут еще надо успевать отбиваться или внедрять бесконечные фантазии наших чиновников. Невозможно качественно воплощать такое количество инициатив в жизнь, даже если все они были бы замечательные! 
 

8.     Заработная плата педагога

-        Елена Сергеевна, еще один очень больной вопрос современной России. Давайте обсудим доход педагога младшей школы в Москве. Из чего он складывается?
Он складывается из двух частей. Меньшая часть – за преподавание в классе. Эта часть более-менее стабильная и понятная. Знаешь, сколько учеников, сколько уроков, за каждого ученика положена определенная сумма, соответственно используя несложные арифметические действия, можно понять, как вычисляется эта часть зарплаты. 
Гораздо сложнее со всякими доплатами, которые составляют большую часть зарплаты – за классное руководство, за проверку тетрадей, за ведение кружка, за группу продленного дня, московские и федеральные доплаты и надбавки, доплата за использование МЭШ … И эти выплаты очень непрозрачные – многие идут группой, одной строкой. Я не могу предсказать, сколько получу в конце месяца, не могу проверить, верно или неверно мне заплатили, какая часть уходит школе. Какие-то формулы, коэффициенты…
  

9.     199-я школа 

-        Елена Сергеевна, давайте поподробнее поговорим о школьном отделении №2 школы № 199 (ШО-2 199) для младших классов на улице Вавилова. Вы в школе уже 9 лет. Какие негативные процессы происходили при предыдущем директоре – Моисеевой Валентине Викторовне, которая ушла в 2022 году?
Больше всего пугал отток учителей и педагогов дополнительного образования. Причем замены педагогам дополнительного образования не было. Учителей-предметников становилось всё меньше и меньше. Эти уроки передавали классным руководителям.
По документообороту. Многие учителя в стране жалуются, но я бы сказала, что он растет опять же из-за точечных инициатив на местах. Вдруг с утра приходит информация, что сегодня надо провести урок по безопасности дорожного движения и предоставить фотоотчет. Никого не волнует, что день был уже распланирован, что придется перекраивать уроки. Все эти приказы еще очень некорректно оформлены, если вообще были документально подтверждены.
 
-        А административный аппарат школы не помогал Вам с тем же документооборотом?
Наоборот! Увеличивал эту нагрузку! Я тут как-то посчитала – на каждого педагога нашего школьного отделения приходилось от 11 до 15 различных сотрудников администрации – завхоз, социальный педагог, зам. директора по воспитательной части, зам. директора по учебной части и т. д. зам. директора по безопасности, например… и каждый может потребовать какую-то бумажку или отчет. При этом они преподаванием не занимаются. 
Опять возвращаюсь к главному тезису интервью. Школа - для педагогов и детей, а не для кого бы то ни было еще!
 
-        Выросла ли нагрузка детей за эти 9 лет?
Да. Опять возвращаемся к инициативам руководителей различного уровня. Причем я не хочу сказать, что эти инициативы обязательно плохие. Те же «разговоры о важном» в текущей ситуации нужны. Но в результате появляются часы новых предметов или внеурочной деятельности, а часы основных предметов – сокращаются. Не отставал и наш предыдущий директор. Например, нам несколько лет назад ввели «Ритмику» в дополнение к урокам физкультуры. Но есть же нормы СанПиНа, которые не позволяют давать детям больше определенной нормы часов в неделю.
В результате в четвертом классе у меня всего 2 часа чтения в неделю, и 9 часов на русский и математику, зато есть «Родное чтение», «Родная литература», «Основы религий» . А для начальной школы очень важно, чтобы русский, математика и чтение были каждый день. Вот и получается, что во многих школах детей держат дольше, чем разрешено нормами СанПиНа, называя это «внеклассной работой», «кружками математики или русского языка» и т. д.
Очень хорошо эту ситуацию характеризует предмет «Окружающий мир». Там ребенок знакомится и с химией, и с физикой, и с экономикой, и с историей, и с ботаникой, и с зоологией, а в результате не знает ничего! Вспомните советский курс «Природоведение» - там было знакомство только с растительным и животным миром, и этого ученику младших классов достаточно.
Так и со многими этими нововведениями. Новых знаний не добавляют, а у основных предметов отнимают часы. Если работать жестко в рамках спускаемых директив, качество образования упадет очень сильно – спасает творческий подход, который педагог внедряет на свой страх и риск.
 
-        А как менялась ситуация с кружками?
Старались долю внебюджетных, платных кружков увеличить. Перевести кружки из разряда бесплатных в платные; особенно те, которые пользовались популярностью. И, я вам скажу, вести платный кружок гораздо сложнее, чем бесплатный. Говорю это как преподаватель платного кружка по Алгоритмике.
 
 -        Почему?
Опять появляется нестабильность, подвешенность. Сегодня родители готовы платить деньги, завтра – нет. Плюс, если родители деньги не сдали – это моя ответственность - обзванивать их и добиваться оплаты. Так что это принуждение к «самообеспечению» - очень нехорошая тенденция в современной школе, которую с удовольствием внедряла предыдущий директор.
И еще об одной нехорошей тенденции с кружками хотела бы сказать. Школе, чтобы не портить показатели, очень невыгодно брать педагогов для кружков со стороны. Ведь что получается: за эти кружки человек получает чаще всего немного, ведь оплата почасовая, а часов по определению много быть не может. В школе он не преподает, так что весь его заработок – это кружок. И выходит, что он резко портит школьную статистику по средней заработной плате педагога. Вот от него и стараются избавиться по чисто «бухгалтерским» причинам. А педагогов, наоборот, стараются заставить вести кружки по тем же самым причинам.
Именно поэтому в нашей школе уже давно нет ИЗО-студии, хотя потребность в ней очень большая. Свои учителя - не хотят, а брать со стороны – испортишь статистику. 
 
-        А как обстояло дело с питанием? Какие тенденции были в этой сфере?
Питание постепенно ухудшалось. Калораж сохранялся, а распределение белков-жиров-углеводов менялось. Например, стали увеличивать количество кусков хлеба, а количество мяса сокращать. Сначала перешли от кускового мяса к котлетам, потом размер этих котлет стал уменьшаться. Исчезли фрукты. 
Правда, в этом году стало получше. Опять появилось мясо, фрукты, сами блюда стали вкуснее – детям сейчас школьное питание нравится больше. Будем надеяться, что тенденция переломится. 
 

10.     Дистанционное образование 

-        Елена Сергеевна, по Вашему последнему классу катком прошлись дистанционным обучением. Прямо с первого класса. Расскажите о последствиях.
Последствия были катастрофическими, особенно когда дети были в первом классе. Полгода они не ходили в школу! Три месяца весной плюс три летних месяца. 6 месяцев они сидели взаперти, часто еще и в нервной обстановке, родители же тоже были на взводе. Когда они вернулись в школу во втором классе - это был тихий ужас. Дети в основной массе своей были измотаны этим сидением дома, нервничали, отвыкли от школьной дисциплины. Ведь дети первые полгода в любой школе учатся учиться, а эта дистанционка уничтожила всю вот эту базу, которую я заложила им в 1 классе. 
И нам пришлось всё начинать заново. При этом они находились в состоянии эйфории от того, что их наконец-то выпустили из этого заточения, и это тоже мешало вести занятия.
Говорить про отрицательные эффекты дистанционного образования можно бесконечно, поэтому давайте сразу подытожу: дистанционное образование допустимо как дополнение к очному и допустимо только если ученик или учитель физически не может присутствовать на занятии: например, находится в другом городе по каким-то причинам. 
 

11.     Наша борьба и новый директор 

-        Елена Сергеевна, давайте перейдем к борьбе за свои права учителей и родителей 199-й школы. С чего всё началось?
С увольнений учителей. Причем хороших, уважаемых учителей. Других могли подвергнуть жесткому прессингу без каких бы то ни было серьезных причин. Я на своей шкуре это испытала потому, что одна из мам моих учеников написала жалобу по поводу дистанционного образования в контролирующий районный орган, а вызвали меня и потребовали «успокоить родителей». Безропотно терпеть этого мы не стали. Началось с родителей, которые сначала начали задавать вопросы, а потом объединились, создали своей совет родителей 199-й школы и начали писать жалобы, ходить к директору, обращаться к муниципальным депутатам. Мы же создали свой независимый профсоюз учителей для отстаивания своих прав. 
В результате профсоюз и совет родителей помог нам восстановить в должности двух педагогов по суду, родители добились того, что депутаты выставили директору неудовлетворительную оценку по итогам работы и с лета 2022 года у нас новый директор. 
 
-        Новый директор работает недолго, всего год, но тем не менее о каких-то изменениях можно говорить? В Вашей младшей школе?
Во-первых, Александр Владимирович старается познакомиться со всеми – и с педагогическим составом, и с детьми. Делает это в том числе в выходные дни, и я считаю это безусловным плюсом.
Вторым плюсом, который, наверное, является следствием первого, является возможность вести конструктивный диалог. Это увидели и родители, и педагоги. Например, были проведены честные выборы в управляющий совет школы среди педагогов, родителей и учеников.
 
-        Елена Сергеевна, а приведите пример результатов этого взаимодействия с директором?
Давайте расскажу пример из младшей школы, хотя есть положительные сдвиги и в старших отделениях.
Когда стало понятно, что процесс приема детей в первый класс идет странно, непрозрачно, очень неорганизованно, мы написали письмо Александру Владимировичу, он лично вмешался, отправил своего заместителя Романа Александровича навести порядок на месте, и при наведении порядка было учтено наше мнение.
 
-        В чем это заключалось?
Изначально педагога для гимназического класса хотели взять со стороны. Нам это очень не понравилось. Почему не доверяют своим? Почему не дать возможность поработать с сильными учениками кому-нибудь из своих учителей? Почему мы должны работать только с классами, где обязательно есть дети с ОВЗ? 
Мы были услышаны и гимназический класс отдали педагогу из нашей школы - мне.
 

12.     Творческие планы 

-        Елена Сергеевна, в конце хотелось бы поговорить о Ваших творческих планах.
В первую очередь они связаны с моим новым классом. У меня впервые набор таких сильных детей, и я надеюсь, что смогу им больше дать, попробовать какие-то новые приемы, новые задачи, которые трудно было предложить «инклюзивным» классам. Будет больше времени на какие-то внеурочные занятия. Кстати, и с меня будет больший спрос. Нужно будет больше готовить дополнительных материалов. Педагогический вызов! В итоге я тоже планирую вырасти как учитель.
 
-        Последний вопрос: не возникает желания уйти из школы, податься в репетиторы и зарабатывать намного больше без всей той нервотрепки, о которой мы столько сегодня говорили?
Пока нет. Мне очень нравится школа, получаю огромное удовольствие от работы с детским коллективом. Это мое место. Административные трудности, конечно, мешают, но пока не отбили желание работать в школе. Мы и врачи получаем огромное моральное удовлетворение от своей работы. А еще очень бы хотелось, чтобы повышался престиж работы учителя. Хочется, чтобы повысилось уважение в обществе. Сейчас на нас, к сожалению, многие смотрят немного свысока. Эту проблему, как и многие другие, необходимо решать.

Ибрагимов Сергей